Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Общие рекомендации. Разум и чувство


Итоговое сочинение - 2016Голубева Елена Альбертовна,методист РЦДО по литературе 7 декабря – итоговое сочинение Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Объем – не менее 300 словТемы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Время написания – 3 часа 55 минут. Информация ФИПИ Итоговое сочинение: вопросы и ответыКакие задачи решает итоговое сочинение?Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет/незачет») и оценкой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).На скольких произведениях нужно строить рассуждение? Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Итоговое сочинение: вопросы и ответыЧто подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?Для получения «зачета» необходимо выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5; В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса. Итоговое сочинение: вопросы и ответыЧто подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?Для получения «зачета» необходимо выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5; В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса. Итоговое сочинение: вопросы и ответыЧто подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?Для получения «зачета» необходимо выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5; В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса. Тематические блоки на 2016-2017 гг.«Разум и чувство»«Честь и бесчестие»«Победа и поражение»«Опыт и ошибки»«Дружба и вражда» Формулировка темРазум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)Какой опыт дает человеку война? Способен ли современный человек дружить?Тема-тезисТема-вопросТема-цитата

Алгоритм написания сочинения Внимательно прочитайте темы сочинения. При выборе прежде всего следует определить, какая из них кажется вам наиболее конкретной, близкой и понятной. Примечание: правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения. 1Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)Какой опыт дает человеку война? Способен ли современный человек дружить?Выбрать тему.
Алгоритм написания сочиненияВыделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия (тему и идею), обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь. 2Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)Какой опыт дает человеку война? Способен ли современный человек дружить?Выделить ключевые слова.
Алгоритм написания сочиненияОт ключевых слов – к написанию вступления.«Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге»2 Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, постигать смысл и связь явлений. В основе же чувств лежат эмоции. Разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. Выделить ключевые слова и написать вступление.
Алгоритм написания сочиненияПоставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать. 3{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Темы Тезис 1) Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.2) Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».3) «История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)4) Какой опыт дает человеку война?5) Способен ли современный человек дружить?Разум и чувства – это две силы, которые нуждаются друг в другеРазум и чувства – это две силы, которые нуждаются друг в друге. Докажу эту мысль, обратившись к литературе.Сформулировать тезис (основную мысль).


Алгоритм написания сочиненияПодберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. 4{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Тема Тезис (идея)ПроизведенияСогласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».Я согласен с этим утверждением. Действительно, человек может лишиться чести, если совершит бесчестный поступок.А.С.Пушкин «Капитанская дочка»Примечание: При написании сочинения необходимо обратиться не менее, чем к одному произведению русской или зарубежной литературы. Это второй важный критерий оценки сочинения. Подобрать аргументы

Алгоритм написания сочиненияПродумайте композицию (построение) работы: I (вступление) – то, что нам дано. Формулируем тему (можно идти от ключевых слов) и тезис.II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.III (заключение, выводы) – то, что нам требовалось доказать. Напишите план будущего сочинения.5 Алгоритм написания сочиненияПриступайте к написанию черновика.6 Первое направление – «Разум и чувство»«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума». Из толкового словаря «Разум» Способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Сознание чего-либо, взгляды как результат определенного миропонимания».  «Чувства» Способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни». Слова-синонимыРазум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.
Литературные произведения{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322} РазумЧувства А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)А.Н. Островский «Гроза» (Катерина) И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина) Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)А.П.Чехов «Вишневый сад» (Лопахин)А.П.Чехов «Вишневый сад» (Раневская)А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич) А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)  Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская) Возможные формулировки темПочему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?«За криком души часто не слышно голоса разума». Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?Почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством? Пробуйте, и у вас все получится! http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png http://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.pnghttp://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png http://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.pnghttp://ulnovosti.ru/upload/img/7830_big_1.jpg Интернет – ресурсы: Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/