Презентация на тему Каргопольская глиняная игрушка


Каргопольская глиняная игрушка Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла. Деревня Гринёво – родина каргопольских игрушечников. Сказка: «Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…». «Архангельская область», Москва, Советская Россия», 1987. Каргопольская глиняная игрушка У. И. Бабкина,композиции:«Кадриль»,«Гармонист»,«Дерево стетеревами»,деревня Гринево,1972.«Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984. У. И. Бабкина, композиция: «Кадриль», деревня Гринево, 1972. Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам. У. И. Бабкина, композиция «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, 1972. У. И. Бабкина, композиция «Гармонист», деревня Гринево, 1972. Ульяна ИвановнаБабкина, фото 1972 г. Чудо-игрушкиРазноцветныезверушки. Конь — олицетворение солнца. Конечки-бегунки, верные помощники земледельца. У каждой игрушки своя приговорка. Медведка — добрый хозяюшко леса. Коровушка — кормилица крестьян. Буренка — крутые рога . У. И. Бабкина. Игрушка «Медведь и корова», 1969. И. В. Дружинин. Игрушка «Олень и собака», 1936. И. В. Дружинин. Игрушка «Баба», 1936. В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ отголосок древних представителей о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. Полкан — человек с туловищем лошади — образ богатыря. У. И. Бабкина. Игрушка «Полкан», 1979. Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи — птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички-свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица Сирин весело-превесело. Каргопольская игрушка Литература. Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003.Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002.