Внедрение ФГОС общего образования второго поколения по физике


Внедрение ФГОС общего образования второго поколения по физике УЖЕ СЕЙЧАС НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ, И ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ В программе:Публикуется измененное содержание образования по предметуВпервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса Пояснительная записка Общая характеристика программыПримерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых. Общая характеристика учебного предмета Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.Цели изучения физики в основной школе следующие:развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;Формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Место учебного предмета в учебном плане Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21 ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени.Тематическое планирование для обучения в 7-9 классах может быть составлено из расчета 2 ч (общий уровень) или 3 ч (повышенный уровень) в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета проявляются: в признании ценности научного знания, его практиче­ской значимости, достоверности;в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. рассматриваются как формирование:уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.направлены на воспитание у учащихся:правильного использования физической терминологии и символики;потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;убежденность в возможности познания природы; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;готовность к выбору жизненного пути;мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода. Метапредметными результатами обучения физике являются:овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения. Предметными результатами обучения физике являются:знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира;умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Содержание основного общего образования по учебному предмету Физика и физические методы изучения природыФизика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.ДемонстрацииНаблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.Лабораторные работы и опытыИзмерение расстояний.Измерение времени между ударами пульса.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.Механические явления. КинематикаМеханическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пу­ти и модуля скорости от времени движения.Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.Демонстрации:Равномерное прямолинейное движение.Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.Свободное падение тел.Равноускоренное прямолинейное движение.Равномерное движение по окружности.Лабораторные работы и опыты:Измерение скорости равномерного движения.Измерение ускорения свободного падения.Измерение центростремительного ускорения. ДинамикаИнерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаи­модействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон все­мирного тяготения. Центр тяжести.Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.Условия равновесия твердого тела.Демонстрации:Явление инерции.Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаи­модействии.Измерение силы по деформации пружины.Третий закон Ньютона.Свойства силы трения.Сложение сил.Явление невесомости.Равновесие тела, имеющего ось вращения.Барометр.Опыт с шаром Паскаля.Гидравлический пресс.Опыты с ведерком Архимеда. Лабораторные работы и опыты:Измерение массы тела.Измерение плотности твердого тела.Измерение плотности жидкости.Исследование зависимости удлинения стальной пру­жины от приложенной силы.Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.Сложение сил, направленных под углом.Измерения сил взаимодействия двух тел.Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.Измерение атмосферного давления.Исследование условий равновесия рычага.Нахождение центра тяжести плоского тела.Измерение архимедовой силы. Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волныИмпульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.Демонстрации:Реактивное движение модели ракеты.Простые механизмы.Наблюдение колебаний тел.Наблюдение механических волн.Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.Лабораторные работы и опыты:Изучение столкновения тел.Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.Измерение потенциальной энергии тела.Измерение потенциальной энергии упругой деформа­ции пружины.Измерение КПД наклонной плоскости.Изучение колебаний маятника.7.Исследования превращений механической энергии.Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница,строительная площадка.Строение и свойства веществаСтроение вещества. Опыты, доказывающие атомное стро­ение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.Демонстрации:Диффузия в растворах и газах, в воде.Модель хаотического движения молекул в газе.Модель броуновского движения.Сцепление твердых тел. Повышение давления воздуха при нагревании.Демонстрация образцов кристаллических тел.Демонстрация моделей строения кристаллических тел.Демонстрация расширения твердого тела при нагрева­нии.Лабораторные работы и опыты:Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара. Тепловые явленияТепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.Демонстрации:Принцип действия термометра.Теплопроводность различных материалов.Конвекция в жидкостях и газах.Теплопередача путем излучения.Явление испарения.Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.Лабораторные работы и опыты:Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.Наблюдение изменений внутренней энергии тела в ре­зультате теплопередачи и работы внешних сил.Измерение удельной теплоемкости вещества.Измерение удельной теплоты плавления льда.Исследование процесса испарения. Исследование тепловых свойств парафина.Измерение влажности воздуха.Возможные объекты экскурсий: холодильное предприя­тие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор. Электрические явленияЭлектризация тел. Электрический заряд. Два вида элект­рических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, ди­электрики и полупроводники. Закон Ома для участка элект­рической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.Демонстрации:Электризация тел.Два рода электрических зарядов.Устройство и действие электроскопа.Закон сохранения электрических зарядов.Проводники и изоляторы.Электростатическая индукция.Устройство конденсатора.Энергия электрического поля конденсатора.Источники постоянного тока.Измерение силы тока амперметром. ' Измерение напряжения вольтметром.Реостат и магазин сопротивлений.Свойства полупроводников. Лабораторные работы и опыты:Опыты по наблюдению электризации тел при сопри­косновении.Проводники и диэлектрики в электрическом поле.Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.Изготовление и испытание гальванического элемента.Измерение силы электрического тока.Измерение электрического напряжения. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.Измерение электрического сопротивления проводника.Изучение последовательного соединения проводников.Изучение параллельного соединения проводников.Измерение мощности электрического тока.Изучение работы полупроводникового диода. Магнитные явленияПостоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.Электродвигатель постоянного тока.Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.Демонстрации:Опыт Эрстеда.Магнитное поле тока.Действие магнитного поля на проводник с током.Устройство электродвигателя.Электромагнитная индукция.Правило Ленца.Устройство генератора постоянного тока.Устройство генератора переменного тока.Устройство трансформатора. Лабораторные работы и опыты:Исследование явления магнитного взаимодействия тел.Исследование явления намагничивания вещества.Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.Изучение действия магнитного поля на проводник с током.Изучение принципа действия электродвигателя.Изучение явления электромагнитной индукции.Изучение работы электрогенератора постоянного тока. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.Возможный объект экскурсии — электростанция. Электромагнитные колебания и волныЭлектромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Принципы радиосвязи и телевидения.Свет —- электромагнитная волна. Прямолинейное распро­странение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.Демонстрации:Свойства электромагнитных волн.Принцип действия микрофона и громкоговорителя.Принципы радиосвязи.Прямолинейное распространение света.Отражение света.Преломление света.Ход лучей в собирающей линзе.Ход лучей в рассеивающей линзе.Получение изображений с помощью линз.Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.Модель глаза.Дисперсия белого света.Получение белого света при сложении света разных цветов.Лабораторные работы и опыты:Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.Изучение явления распространения света.Исследование зависимости угла отражения света от уг­а падения.Изучение свойств изображения в плоском зеркале.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.Получение изображений с помощью собирающей линзы.Наблюдение явления дисперсии света. Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф. Квантовые явленияСтроение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.Демонстрации:Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.Дозиметр.Лабораторные работы и опыты:Измерение элементарного электрического заряда.Наблюдение линейчатых спектров излучения.Строение и эволюция ВселеннойГеоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.Демонстрации:Астрономические наблюдения.Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд. Примерное тематическое планированиеФИЗИКА (общий уровень) 7-9 классы (210ч) Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета Реализация деятельностного подхода требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам. Кабинет физики должен быть также оснащен:комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской. Внеурочные занятия по физике Внеурочные занятия призваны способствовать повышению интереса к изучению физики, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формированию умений применять полученные знания на практике. Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний. Программа внеурочных занятий Тема №1. Измерение физических величинТема №2. Как сделать открытие в физике?Тема№3. Как работает…?Тема №4. Методы решения физических задач. Список литературы Литература для учащихсяЛанге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В. Н. Ланге. — М.: Наука, 1985.Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7—9 клас­сов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2008.Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвеще­ние, 2007.Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1980. — Кн. 1—4.Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перель­ман. — М.: Наука, 1992.Степанова Г. Н. Сборник задач по физике / Г. Н. Сте­панова. — М.: Просвещение, 2005.Литература для учителяАганов А. В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А. В. Аганов. — М.: Дом педагогики, 1998.Бутырский Г. А. Экспериментальные задачи по физике/ Г. А. Бутырский, Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 1998.Кабардин О. Ф. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. — М.: Дрофа, 2007.Кабардин О. Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Ор­лов; под ред. Ю. И. Дика, В. А. Орлова. — М.: ACT, Астрель, 2005.Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике / А. Н. Малинин. — М.: Просвещение, 2002.Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике / М. Е. Тульчинский. — М.: Просвеще­ние, 1971.Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике / М. Е. Тульчинский. — М.: Просвещение, 1972.Черноуцан А. И. Физика: задачи с ответами и решени­ями / А. И. Черноуцан. — М.: Высшая школа, 2003.