Презентация исследовательский проект по русскому языку Лингвистические сказки(5 класс)


Лингвистические сказки на уроках русского языкаРуководитель – Романова Наталия Николаевнаучитель русского языка МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. ПотаповаИсследователький проект Учащихся 5г классаМБОУ СОШ № 18Алексеевой ПолиныКиселевой Екатерины Актуальность Резкое падение культуры владения нормами русского литературного языка (умения правильно писать, верно ставить ударение в словах, употреблять слова в речи в соответствии с нормами русской грамматики) может проистекать из слабого интереса школьников к изучению русского языка. На вопрос учащимся нашего класса «Чем вам не нравится предмет «русский язык?»Были получены следующие ответы: - Нужно много писать - Слишком сложно - Трудно применять правила на практике - Не интересно ( много непонятных терминов)- Не разбираюсь в грамматике, не умею применять знания на практикеНа вопрос «Что вам нравится делать на уроке русского языка?»Были получены ответы: - Работать с картинками - Сочинять веселые рассказы - Делать упражнения по образцу - Заучивать правило в упрощенном виде Одним из приемов привлечения интереса к русскому языку является создание школьниками лингвистических сказок. В них учебный материал подается в сказочной, занимательной форме.  Основополагающий вопрос. Помогает ли создание лингвистических сказок повысить интерес к предмету русский язык и облегчить запоминание орфографических правил и лингвистических терминов? Объект исследованияПредмет исследованияМотивация к изучению русского языкаЛингвистические сказки, созданные учащимися 5г класса Цель исследования:Оценить какой материал является сложным для учащихся 5г класса, изучив созданные ими лингвистические сказки. Определить, изменится ли отношение к русскому языку после активного включения класса в процесс создания лингвистических сказок. Гипотеза использование жанра предметной сказки облегчает работу над «сухими» научными понятиями, законами и правилами, позволяет учащимся активно усваивать материал, способствует формированию орфографической грамотности, развивает их абстрактно-логическое мышление и творческое  воображение, способствует воспитанию нравственных качеств личности школьника, а также делает процесс обучения осознанным и эффективным Задачи:Изучить отношение школьников к предмету русский язык используя для этого сочинение «Мой любимый предмет» и анкетирование «Я и русский язык» изучить  литературу и информационные источники по вопросам создания лингвистических сказок ; разработать алгоритм создания лингвистической сказки ;апробировать разработанный алгоритм на уроках при изучении тем по орфографии в 5 классе оценить эффективность влияния лингвистической сказки на развитие творческих способностей, познавательного интереса и формирование положительной мотивации к изучению предмета русский язык;развивать орфографическую грамотность ;развивать связную речь , коммуникативные и творческие способности наших одноклассников; развивать внимание, воображение, память, мышление.развивать информационную грамотность и навыки самостоятельной работы на компьютере. Практическое значение:Изменение отношения школьников к предмету русский язык, формирование положительной мотивации к его изучению.Развитие творческих способностей школьников. Ход работы над проектом Алгоритм создания лингвистической сказкиВыберите термин или правило для создания сказки.Определите в нем особенности, которые вы хотите донести до слушателей (читателей)Подберите персонажей сказки, наделите их положительными или отрицательными чертами характера.Создайте черновик сказки по плану обычной фольклорной волшебной или социально-бытовой сказки, используя зачин – развитие сюжета – поучительный смысл.Оцените, не допустили ли вы ошибки в трактовке термина или объяснении правила и при необходимости внесите изменения в сказку.Отредактируйте стиль сказки, добавив средства художественной выразительности ( постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, повторы, параллелизм и т. д.)Проверьте текст и исправьте найденные ошибки, пользуясь словарем и обращаясь за разъяснением к учителю.Перепишите сказку начисто и сдайте на проверку или для публикации. Лингвистические сказки учащихся нашего класса«Разделительный Ъ и Ь.»Давным-давно в стародавние времена жили-были Ь и Ъ. Голосок у них был такой слабый, что их почти не было слышно. И вот однажды звук Й, который поселился в буквах Е,Е,Ю,Я сказал: «Не буду стоять рядом с согласными! Нас надо разделить хотя бы на письме !» Согласные звуки очень на него из-за этого обиделись.И решили тогда Ъ и Ь отделять от других согласных капризный Й. И договорились, что после приставок на согласный перед гласными е, е, ю, я будет стоять разделительный ъ: разъезд, съедобный, подъем, предъюбилейный, объяснить. А в других частях слова после согласных перед гласными е,е,ю,я и и будет стоять разделительный ь : здоровье, зимовье, крылья, ружье, воробьи, скамья.Вот так Ь и Ъ помогли капризному й справляться со своими обязанностями. И все звуки были опять довольны.Проблема – верное употребление разделительных ъ и ь. Учащиеся путают Ъ и Ь, так как они не обозначают звука, путают части слова, между которыми они должны стоять и перед какими буквами.В сказке верно передано содержание правила, приведены примерыЪ и Ь выступают положительными героями, помогающими достичь порядка в споре между гласными и согласными, то есть сказка учит дружбе и взаимовыручке. Лингвистические сказки учащихся нашего классаПроблема – отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов со словами.В сказке верно передано содержание правила, отдельное написание объяснено как ссора предлогов со словами.В финале сказки объяснено, как появилось правило. Сказка на примерах объясняет, что мягкий знак для обозначения мягкости согласных пишется у существительных женского рода. Лингвистические сказки учащихся нашего класса Результаты работыДети увлеклись сочинительством, в особенности лингвистических сказок и юмористических рассказов их создали все 17 обучающихся нашего класса.Большинство сказок было посвящено орфографическим правилам, а не морфологии или грамматикеПланируется издание сборника «Лингвистические сказки учащихся 5г класса»Узнали много интересного о жанре сказки, создали алгоритм написания лингвистической сказкиНаучились оценивать свои работы и работы одноклассников.Русский язык теперь не кажется очень сложным предметомНеобходимость много писать не кажется такой пугающей, потому что писать сказку очень увлекательно.У некоторых учащихся, которые имеют по русскому языку оценку «3», повысилась самооценка, так как созданные ими лингвистические сказки были высоко оценены одноклассниками.Узнали много интересного о работе в текстовом редакторе при подготовке сказок к публикации.Нашли в сети Интернет интересные сведения о лингвистических сказках, познакомились с лингвистическими сказками наших сверстников из школ разных городов России.На основополагающий вопрос проекта мы ответили положительно – создание лингвистических сказок повышает интерес к предмету «русский язык». Список использованной литературы:1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1987; 2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М., 1980; 3. Реформатский А.А. Введение в языкознание/ А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1998; 4. Тихонов А.Н. Школьный фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М., 1978; 5. Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 1957; 6. Шанский Н.М. В мире слов/ Н.М. Шанский. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1985; Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1984; Интернет – ресурсы, использованные в работе над проектомВикипедия, бесплатная энциклопедия www.en.Wikipedia.orgЦветочный бордюр:http://lisyonok.ucoz.ru/_ld/0/49013.png Сказочный домик:http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/16969765.221/0_8e9d6_b4691ca7_orig.png Сказочный домик-2: http://www.jblog.fr/images/billets/0422/mini_500_422593.png Картинка для фона:http://ramki-vsem.ru/fon/raznocvetnyj-fon24.jpg Спасибо за внимание! Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять!Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/