Описание опыта работы воспитателя Кузниченко Инны Викторовны по теме «Метод проектов, как средство креативно-познавательной деятельности дошкольников»


Описание опыта работывоспитателя Кузниченко Инны Викторовныпо теме«Метод проектов, как средствокреативно-познавательной деятельностидошкольников» КузниченкоИнна ВикторовнаВоспитатель ДОУ ясли-сад №302 «Журавушка»Специалист 2 категорииг. ДонецкНа свете много разных профессий.Но знаю: моей не найти интересней.В руках педагога бесценный клад:Двадцать упрямых, горластых ребят,Двадцать с глазами, как звезды лучистые.Которых растила я добрыми, чистыми.Мир открывала им светлый, чудесный.Нету работы моей интересней.Педагогический стаж 14,7летОбразование: высшее профессиональное Донецкий Институт Социального образования, 2006 гПедагогическое кредо: Каждого ребенка необходимо любить, верить в него и общаться с ним. Приоритетное направление в работе:Использование проектных технологийв учебно-воспитательной работе ДОУ.« Только те знания прочны и ценны, которые выдобыли сами, побуждаемые собственной страстью.Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». Корней Чуковский Тема самообразования: Проектная деятельность в работе с дошкольниками.АктуальностьОсновная составляющая моей работы – это поиск и внедрение инновационныхпедагогических технологий воспитания и обучения относительносовременных потребностей личности и общества, одна из них это методпроектов.Благодаря активному обучению применяю методы, что стимулируютПознавательную активность и самостоятельность детей. Активность, как черталичности, предусматривает, что ребенок становится субъектом деятельности и Управляет своим развитием с учетом обще людских ценностей, требований общества.Состояние активности проявляется в психологическом настроении деятельностиребенка: сосредоточенности, вниманию, мыслительных процессах, в интересек самостоятельной деятельности, личной инициативе.Использование метода проектов имеет много преимуществ. Он исключает однообразие,усиливает интерес к восприятию мира, развивает творческое ,продуктивное мышление,воспитывает культуру общения, улучшает межличностные отношения, лучше Реализовывает обучения, воспитание и развитие детей.Считаю что одним из лучших примеров на развитие жизненной компетентности ребенкаЭто проектная методика, которая влияет на развитие инициативы, самостоятельности,Организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития. Цель:Формировать познавательную активность, создавать условия дляразвития познавательных и психических процессов дошкольникачерез проектную деятельность. Задачи:- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;- развитие познавательных способностей;- развитие творческого воображения;- развитие творческого мышления;- развитие коммуникативных навыков.Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}В младшем дошкольном возрастеВ старшем дошкольном возрасте- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работа над проектами включает составление обоснованного плана действийкоторый формируется и уточняется на протяжении всего периода, ипроходит в несколько этапов:Постановка цели;Поиск формы реализации проекта;Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;5. Определение направленной поисковой и практической деятельности;6. Организация совместной (с родителями и детьми) творческой и практической деятельности;7. Работа над частями проекта, коррекция;8. Коллективная реализация проекта, демонстрация. Реализацию проектов строю на следующих принципах:Учета возрастных особенностей;Индивидуального подхода;Интеграции;Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Проблема:Как направить основные усилия воспитателя и родителей на то,Чтобы воспитывать у дошкольников интерес к самому процессу сознания,К преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельномупоиску решений и достижению поставленной цели. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема проектаЦель проектаСрокРезультат1«Дерево желаний к своему ребенку»Средняя группаДать возможность родителям задуматься над тем, кем лично для них есть их ребенок и какую роль она играет в семье; научить родителей тому, что каждый ребенок особенный и имеет Божий потенциал, который они могут раскрыть и поддержать в любой момент, развивать позитивное мышление и отношение к своему ребенку.2011-2012Каждая семья изготовила дерево желаний к своему ребенку. Презентация своих деревьев на родительском собрании. Повысилась результативность детей в обучении и во взаимоотношениях детей и родителей, родители научились видеть в своих детях уникальность. Данный проект воспитывает любовь и уважение между родителями и детьми.2«Скоро в школу мы пойдем»Старшая группаФормирование представление о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.2012-2013Формирование у детей мотивационной готовности к школе, создание развивающей среды данного проекта.3«Современный ребенок в социуме»Старшая группаРазвитие у детей познавательной активности творческих способностей коммуникативных навыков, умение гордится своей малой родиной, умение вести себя в общественных местах, в опасных ситуациях, умения вовремя обращаться за помощью.2012-2013Дети стали более коммуникабельны, получили представления о родном городе, о известных людях.4«Логика для малышей»Младшая группаСоздать условия для обогащения чувственного опыта необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и на…. сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры овладения детьми на элементарном уровне некоторым приемом логического мышления.2013-2014Проект способствовал развитию сенсорных способностей пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков, усвоению элементарных приемов логического мышления.5«Вулканы. Извержение вулкана»Старшая группаФормирование первоначальное представление о вулканах. Можно ли сделать вулкан в домашних условиях.2014-2015Дети получили первоначальное представление о вулканах. Была проведена опытно-экспериментальная деятельность в ходе, которой дети сделали вывод, что можно создать искусственный вулкан самостоятельно. Создана папка «Вулкан».6«Веселая геометрия»Старшая группаФормирование геометрических представлений в доступной для детей форме.2014-2015Дети получили знание о понятиях: точка, прямая, луч, отрезок, кривая, ломаная, круг, окружность и другие. Научились моделировать геометрические фигуры, пользоваться относительно данной оси симметрии, осуществлять самостоятельный поиск решения.7«Занимательная геометрия»Средняя группаУточнить знания геометрических фигур, их элементов через создание наглядных образов.2015-2016Дети научились анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, развили умение различать людям близких по форме фигур, получили представление о том, как из одной формы сделать другую. Обогатили словарь математическими терминами. Провели конкурс «Геометрическая сказка».Выявленная проблема натолкнула меня на идею создания и реализациюследующих проектов: Проект «Занимательная геометрия»Актуальность проекта:Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств онирассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактныемодели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств, предметов, классифицировать и обобщатьгеометрические фигуры - все это очень значимо для активности их познавательной деятельности.Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря,связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.Введение элементов геометрии в детском саду носит игровой характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, гдеосновное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними.Наша геометрия - это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных иразнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрическихформ из различных материалов.Одним из основных положений этого проекта является обеспечение развития пространственныхпредставлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучениеосновных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигури формирование на этой базе элементов конструкторского мышления. Проблема:-поверхностный уровень знаний детей об объемных геометрических формах;-как систематизировать, обогатить и углубить знания об геометрических формах?-как заинтересовать ребенка – дошкольника узнавать, различать и характеризовать геометрические фигуры.Цель проекта: уточнить знания геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) через создание наглядных образов. Задачи проекта:- Совершенствование знаний детей о геометрических фигурах, формирование проектно-исследовательских умений;- Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы;- Развивать умение различать модели близких по форме фигур; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;- Воспитание дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми и взрослыми;- Обогащение и активизация словаря математическими терминами. Тип проекта: познавательно-творческий Возраст детей: средняя группаУчастники проекта: воспитатель Кузниченко И.В., дети средней группы «Пчелка», родители.Предмет проекта: изучение геометрии в игровой форме.Объект проекта: дети средней группы.Срок реализации: долгосрочный. Методы и приемы работы с детьми и взрослыми:- наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдения);- словесные (разъясняющие объяснения, указания, пояснение, вопросы к детям, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу)- практические, игровые (упражнения, опыты, дидактические игры, моделирование)- интерактивные (работа в группах, технология «микрофон» , технология «Банан», «мозговой штурм», виды приветствий). Межпредметные связи:- познавательное развитие- эмоциональная сфера- социализация- развитие психических процессов- развитие творческих способностей.Предполагаемые результаты проекта:Освоение с детьми математических знаний в области форма предметов; приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие; умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в различных видах образовательной деятельности; домашнее задание для родителей и детей; создание выставки «Геометрическая сказка». Алгоритм совместных действий взрослых и детейМотивация к проекту через конструктивную деятельность.Планирование деятельности совместно с детьми.Детская деятельность, совместная деятельность детей и взрослых согласно плану.Обсуждение хода работы, проявление деятельности каждого иколлектива в целом. Результаты работы.Оформление выставки. Презентация.Определение совместно с детьми целей проекта и его название. I этап. Подготовительный. Разработка проекта:1 Подбор методической литературы, опрос-диагностика2 Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности и др.3 Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.4 Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту.II этап. Основной. Выполнение плана проекта.III этап. Заключительный.Результат. Опрос-диагностикаВыставка работ, сделанная совместно с родителями. «Геометрические сказки». Работа со счетными палочкамиДети создают геометрические образы. Работа с трафаретами Дидактическая играНайди заданную геометрическую фигуру среди других. Дидактическая игра Дидактическая игра«Покажи геометрическую фигуру» «Давайте поиграем с формой…» Результат опрос – диагностики «Восприятие у детей геометрических форм»Начало проекта «Занимательная геометрия».9 % детей – низкий уровень40 % детей – средний уровень51 % детей – высокий уровеньЗавершение проекта «Занимательная геометрия». 2 % детей – низкий уровень46 % детей – средний уровень52 % детей – высокий уровеньВывод: Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образами, находить их в окружающей обстановке. Авторская игра «Цветное колесо»Игра способствует развитиюцветовосприятияи логического мышленияу детей дошкольного возраста Авторская игра «Радуга»Игра способствует развитию мелкоймоторики руки у детейдошкольного возраста Совместная деятельность с родителями и детьмиМастер-класс «Чудесный завиток» Спортивный праздник«Страна Спортландия» Наши утренники Мои достижения Мои достижения Мои публикации Спасибо за внимание!