Презентация к уроку МХК Художественная культура европейского Средневековья( Католическая ветвь)


Художественная культура Средневековья:освоение христианской образности(часть 2 –католическая ветвь)Презентация для урока МХК по программе Рапацкой Л.АПодготовила Серебрякова Н.В. , учитель МБОУ Талицкая СОШ. Ивановская область. 2016 г. Искусство Западной и Центральной Европы (католическое)1.Дороманский период (5 – 10 века).2. Романский период (11 – 12 века).3. Готический период (конец 12 – 14 в.) Архитектура.1Символ – укреплённый замок феодала.2. Монастыри.3. Соборы.4. Массовое возведение крупных городов(в центре – площадь с кафедральным собором). Каролингское искусство.Каролинги Литература и образование Ахенский собор Дворцовая капелла в Ахене.(домашняя церковь). Битва франков во главе с Роландом. Миниатюра.Гибель Роланда. Витраж собора. Черты романского храма : цилиндрические и крестовые своды, массивные толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности, ощущение силы и мощи.Позднее появились украшения.Романское искусствоТермин «романский стиль» ввёл в начале XIX в. Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов) АрхитектураОсновными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндровЦерковь Святой Анны Иерусалим АрхитектураОсобенности архитектуры романского собора:В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространстваУвеличение хора или восточной алтарной части храмаУвеличение высоты храмаЗамена кессонного потолка каменными сводами.Тяжелые своды требовали мощные стены и колонныОсновной мотив интерьера — полуциркульные аркиРациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИГерманияКайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и МайнцеЛибмургский соборАббатство Мария ЛаахЦерковь св. Якоба в РегенсбургеФранцияЦерковь Нотр-Дам-ля-Гранд в ПуатьеПриорат СеррабоныИталияПизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башняИспанияРоманские церкви в Валь-де-БойДанияЦерковь Богородицы в КалуннборгеСобор в ВормсеАббатство Мария Лаах Лимбургский соборЦерковь (собор) Нотр-Дам ляГранд Романские церкви в долине Валь-де-Бой.Церковь Богородицы в Калуннборге Архитектура.(итальянские зодчие Бускетто -11в., Райнальдо -12 в.).Соборный комплекс в Пизе: собор, колокольня, баптистерий, кладбище. Пизанская башня.
Первая функция – декоративная (украшение храмов).Позднее – самостоятельное значение СкульптураРоманская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 г., подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Готический периодРоманский стиль начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корниСобор Нотр-Дам де Пари 12вШартрский собор. Шартр, Франция 13 в Готический стильГотический стиль в архитектуре разделяют на 3этапа:ранняя готика – 12в высокий, или зрелый - 13в в пламенеющий, или поздний - 14-15 в. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия Готический период. Черты: Заострённые кверху арки окон и дверных проёмов, ажурность, стройность, лёгкость, устремлённость ввысь. . Бургосский собор. Бургос, ИспанияРеймсский собор. Реймс, ФранцияСевильский кафедральный собор. Севилья, Испания Йоркский собор. Йорк, АнглияКёльнский собор Германия Готика(застывшая музыка). Витражи СкульптураНеотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах .Избиение младенцев. Фрагмент рельефа. Собор Нотр-Дам де ПариИоанн креститель Статуя собора в ШартреРельефы Внутренне убранствоСочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль. Музыка.Стиль католических литургических песнопений сложился к нач. 7 в.«Григорианский хорал» – строгие молитвы, созданные под рук. Римского папы Григория1Великого.В 10в. Возникли новые мелодии – секвенции - импровизационные вставки, которые расцвечивали молитвенный текст.Долгое время муз. искусство не имело полноценного письменного языка. (Изобретатель нотного стана – итал. Гвидо Аретинский – 1пол. 11в. МузыкаИзобретатель линейной нотации - ГВИДО из Ареццо Поэзия (11 – 12вв.)Светскую сторону музыкальной культуры Средневековья представляли: во Франции – жонглёры, мимы, менестрели, в Германии – шпильманы, в Испании – хоглары, на Руси – скоморохи. Все они были странствующими артистами и совмещали в своём творчестве игру на инструментах, пение, пляску, фокусничество, кукольный театр, цирковое искусство. Царицей словесности стала ПОЭЗИЯ Любовная рыцарская поэзияДругой составляющей светской музыки была рыцарская, так называемая куртуазная культура. Сформированный особый рыцарский кодекс, гласил, что каждый из рыцарей должен обладать не только отвагой и храбростью, но и изысканными манерами, образованием и быть преданным Прекрасной Даме. Все эти стороны жизни рыцарей нашли своё отражение в творчестве трубадуров (южная Франция – Прованс), труверов (северная Франция), миннезингеров (Германия). Вывод.Итак, в средневековом искусстве Европы сложились две ветви христианской традиции. Первая, рождённая в Византии, не получив широкого развития в странах Западной и Восточной Европы, обрела новую жизнь в художественной культуре православной Руси. Вторая, состоявшаяся в католическом христианском мире, набирала силу в храмовом и светском искусстве европейского Средневековья. Предваряя идеалы будущего, европейские мастера открыли в художественных образах не только мир Божий, но и мир людской и устремились далее, по пути познания безграничных возможностей человеческой личности, к эпохе Возрождения.
style.rotation