Презентация к уроку МХК Художественная культура европейского средневековья(Православная ветвь)


Художественная культура Средневековья: освоение христианской образности(часть1- православная ветвь)Презентация для урока МХК по программе Рапацкой Л.А.Подготовила Серебрякова Н.В. , учитель МБОУ Талицкая СОШ. Ивановская область. 2016 г.
Временные рамки Средневековья: 5 -16 века.Но начало появления средневековой образности – вторая половина 4 века в античном искусстве (храмовые песнопения, росписи римских катакомб).В период позднего феодализма (14 -16 в.) уже отвергаются ценности «мрачного»Средневековья. Так что верхней границей можно считать искусство до начала эпохи Возрождения – конец 13 века. – основа, на которой создавались произведения искусства всех жанров.Средневековая художественная культура- это особый мир, разительно отличающийся от античного.Новый Завет
Приоритетные темы средневекового искусства:1. Воспевание высоты духовного подвига.2. Нравственные идеалы, отвечающие евангельским заповедям. Две ветви христианства:1.Католицизм (Западная церковь. Глава – папа Римский).2. Православие (Восточная церковь. Глава – епископ Константинополя). В 1054 году произошла схизма (разделение) церквей, постепенно углублялись различия в искусстве двух направлений. Различия в трактовке главных образов средневековой живописи.В православии: Иисус Христос – Вседержитель, царствующий над Вселенной, Богородица – царица небесная.В католицизме: в образе Сына Божия подчёркиваются его земные смертные муки, Дева Мария – символ красоты, чистоты, материнства. Византийское искусство – средневековое ис-во в русле православных традиций.1.Эпоха Юстиниана (6 – 8 в.)2.Македонский период (9 - 11 в.)3. Комнинский период (11 – 12 в.)(Названия даны по царствующим династиям) Подъём византийской культуры в 6 веке Связан с 40-летним царствованием императора Юстиниана. Византия стала могучей империей.Высокого расцвета достигли: 1.Храмовая архитектура (30 ) 2.Мозаичное искусство. 3. Иконопись. Стены и башни Константинополя. Реконструкция.Храм Святой Софии Внутренний вид собора Святая София (532-537). Поражает лёгкостью. Сорок окон, прорезанных в основании купола, стене и нишах, заливали светом всё помещение, оживляя мозаики, золотые и серебряные украшения. Купол, поднятый на высоту 55 метров, поддерживался двумя более низкими полукуполами, которые в свою очередь переходили в два небольших полукупола. Так что средняя часть собора были заполнена перетекающими друг в друга сферическими формами, устремлёнными ввысь. Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид. Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна Уникальные мозаики.От времён Юстиниана сохранились и уникальные мозаики. Это искусство было известно ещё с античности. Мозаики выкладывались на стенах и арках храмов мелкими разноцветными кубиками из камня или смальты.Голова юного Христа. Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна.Мозаики базилики Сант Аполлинаре Нуово. Равенна
Император Юстиниан и Императрица Федора Стеклянные камушки углубляли в поверхность под разным углом наклона. Получалось оптическое «чудо» - мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонёчков.Император Юстиниан со свитой. Императрица Федора. Фрагмент Церковь Сан Витале Равенна Мозаики Святой СофииБогоматерь с Иисусом. Вознесение ИконыВ 6 веке икона стала самостоятельным видом храмового искусства наряду с мозаикой ифресками Македонский периодИмператор Михаил 111 отправляет Кирилла и Мефодия в Моравию Кирилл и Мефодий Афонский мужской монастырьДуховный центр монашестваТрапеза Иконопись Комнинский периодКрестово-купольный храм (модель вселенной): в центре – купол, 4 сводчатых рукава – на 4 стороны; важнейшая часть – алтарь (обращён на восток, обозначался полукруглой апсидой – выступом); западная часть ад, преисподняя.Каноническая система росписи храма. Крестово-купольный храм Комнинский период.Возникновение иконостаса (перегородка, отделяющая алтарь от верующих). Наверху – крест, далее – иконы, на которых события Евангельской истории. Канон: иконы праздничного цикла БлаговещеньеРождествоКрещениеПреображениеВоскрешение ЛазаряВход Господень в Иерусалим Тайная вечеряРаспятиеСнятие с крестаОплакивание ХристаПоложение во гробВознесение Воскресение.Сошествие во АдИконографическое воплощение получили и другие важнейшие события. Был выработан канон Святой Троицы: на золотом фоне под мамврийским дубом три тождественных Ангела за трапезой (перед ними чаша и хлеб). Ниже фигурки Авраама и Сары гостеприимно принимающих путников.Троица (ветхозаветная) Стиль Византийской храмовой живописи.Строгие каноны иконографии: аскетичный лик, отрешённый взгляд, удлинённые формы. Приём «обратной перспективы» : отсутствие объёмности фигур, золотой фон, не имеющий перспективы. Выдвигает фигуру за пределы живописи.Фигуры оглавные, оплечные, поясные, в полный рост Образы БогородицыОранта (Молительница за род человеческийОдигитрия (Путеводительница)ВладимирскаяЕлеуса (Умиление)Знамение Христос Пантократор (Вседержитель) Спас Нерукотворный
Декоративно-прикладное искусство Музыка в храмовом искусстве.Литургия (общественное служение),Всенощное бдение (праздничная служба накануне) – тексты упорядочены в 4в. Иоанном Златоустом и Василием Великим. Религиозная поэзия сопровождалась пением (одноголосым, не имеющим музыкального сопровождения) Гимнография.Ефрем Сирин (4в. – автор древних молитв).Роман Сладкопевец (6в. – византийский поэт и музыкант создал около 85 гимнов).Иоанн Дамаскин (675 – 749, византийский создатель жанра канона)Иоанн Кукузель (1280 – 1375, в Афонском монастыре).