Презентация открытого урока музыки Джаз-дитя двух культур (8 класс)


«Джаз – дитя двух культур» Цель: Дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыкиРассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки, инструментальном составе. Возникновение джаза Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колёсных пароходах добрался до Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах , и потом распространился.В период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана прилегающего к нему районов ещё был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не достигало и 50 тысяч. К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде неумелых имитаций, всюду в США. Через 10 лет его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году его уже знали во всём мире, а к 1960 он был повсеместно признан как самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства. Особенности джазовой музыки Заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры. Джаз Музыкальная культураафриканцев Европейскаямузыкальная культура Истоки джаза Спиричуэлсы – песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги – трудовые песни);Блюзы (от сочетания двух слов: «блу», «девел» - меланхолия, хандра) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары;Регтаймы (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негритянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Инструменты и направления Излюбленные инструменты современных джазистов:Труба, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо). Хотя есть прекрасные джазовые флейтисты и скрипачи. Направления джаза:Ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз);Холодный джаз (кул-джаз);Свит-джаз (сладкий джаз);Би-боп (нервный, взвинченный джаз);Симфоджаз Джаз-бэнд под управлением «Кинга» Оливера, известного джазового музыканта начала 20 века. Традиционно в оркестры к знаменитым джазменам стремились попасть такие же прославленные, как и сами руководители бэндов, музыканты. Поэтому джазовые коллективы, как правило, были слаженной командой первоклассных исполнителей Главная особенность джаза — импровизация. Во время выступлений все музыканты джазового ансамбля (этот ансамбль называют джаз-бэнд) по очереди солируют, исполняя ими самими придуманные новые мелодии. Во время соло задача остальных участников ансамбля — подыгрывать и внимательно слушать солиста. Именно из-за импровизаций так по-разному воспринимаются одни и те же песни в исполнении разных джазменов. Во всем мире известны имена великих джазовых исполнителей — Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Оскара Питерсона. Луи Армстронг До него джаз был лишь негритянской народной музыкой в оркестровом исполнении. Виртуозная игра на трубе, легкая, чуть клоунская манера общения с публикой, хриплый, но удивительно приятный голос перевернули все существовавшие до него представления о джазовой музыке Дату своего рождения Луи Армстронг (1900-1971) точно не знал и выбрал ее сам, остановившись на Дне независимости США — 4 июля 1900. Он родился в бедной семье: мать работала прачкой, а отец бросил семью, когда сыну было четыре года. В тринадцатилетнем возрасте, во время городского праздника Луи выстрелил на улице из пистолета, похищенного у полисмена. За это мальчик попал в исправительный дом, где начал учиться музыке, выступал в составе духового оркестра и хора. После освобождения Луи работал с любительскими ансамблями — играл на трубе и пел.В 1927 году он создал собственный оркестр Hot Five («Горячая пятерка»), который с успехом выступал в различных городах США. В 1930-е годы музыкант гастролировал по Европе и Северной Африке, эта поездка принесла ему широкую известность и за рубежом, и на родине.Луи Армстронг — великий джазовый музыкант. До него джаз был лишь негритянской народной музыкой в оркестровом исполнении. Виртуозная игра на трубе, легкая, чуть клоунская манера общения с публикой, хриплый, но удивительно приятный голос перевернули все существовавшие до него представления о джазовой музыке. Он выступал вместе с музыкантами самых разных стилей — с симфоническими оркестрами, церковными хорами, блюзовыми певцами, участвовал в джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Ослепительная улыбка Армстронга и руки, сжимающие трубу, стали одним из музыкальных символов 20 века. Дюк Эллингтон Дюк Эллингтон Дюк Эллингтон (Duke Ellington) (1899-1974) — великий джазовый пианист, композитор и дирижер. Прозвище «Дюк» (от англ. Duke — герцог) он получил еще в вашингтонском колледже от восторженных соучеников.Дюк родился в Вашингтоне в негритянской семье, в семь лет мальчик начал обучаться музыке. Повзрослев, юноша решил целиком посвятить себя миру волшебных звуков. Чтобы заработать деньги для получения музыкального образования, он работал барменом, рисовал рекламные плакаты и афиши, выступал в барах.В 1927 году Дюк организовал оркестр для концертов в знаменитом Коттон-клубе. Позже оркестр Эллингтона выступал под названиями: «Дюк Эллингтон и его прославленный оркестр», «Вашингтонцы», «Джангл бэнд» и другими. Это был необыкновенный оркестр. Его участники вместе создавали музыку, бесконечно импровизируя, сочиняя все новые и новые инструментальные фантазии.Джазовый оркестр Эллингтона завоевал мировую популярность, его концерты проходили в самых престижных залах США. Так знаменитая «Гарлемская сюита» (Harlem Suite) впервые прозвучала в театре Метрополитен-опера. Оркестр Эллингтона участвовал в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, много гастролировал по США, Европе, Азии и Латинской Америке, выступал он и в Москве. Элла Фицджеральд Элла Фицджеральд Американская джазовая певица Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) (1917-1996) родилась в городке Ньюпорт-Ньюс, в штате Вирджиния. Ее детство было тяжелым; девочке приходилось заниматься самой черной работой, а в 15 лет она осталась сиротой. В школьные годы Элла охотно пела, но тем не менее предпочитала танцевать. Однако, придя на местный конкурс талантов как балерина, в последнюю минуту она выбрала пение. Неожиданный успех побудил ее участвовать в других конкурсах, где она часто побеждала. Вскоре произошло одно из самых важный событий в ее жизни — юную певицу пригласил к себе в оркестр известный музыкант Чик Вебб, и Элла быстро стала главной фигурой его ансамбля. Вскоре были сделаны и первые записи певицы: Sing Me A Swing Song, Oh Yes Take Another Guess, If Dreams Come True. После смерти Вебба в 1939 году Элла стала лидером оркестра.В это же время Фицджеральд начала выступать самостоятельно, делая многочисленные записи популярных песен, иногда вместе с другими артистами. Общение с лучшими музыкантами того времени и их помощь сделали Фицджеральд одной из ведущих джазовых певиц Америки. Она была популярна также и среди любителей других музыкальных стилей. И неудивительно: Фицджеральд обладала удивительно богатым голосом широчайшего диапазона, была настоящим виртуозом вокала и тонко чувствовала мелодию. Элла много и успешно выступала перед публикой и часто — вместе с известнейшими джазовыми музыкантами (Луи Армстронг, Дюк Эллингтон и многие другие). Один из последних ее концертов состоялся в Нью-Йорке, в знаменитом Карнеги-Холл, в 1985 году, когда певице было уже 68 лет. Выступление прошло с огромным успехом.Элла Фицджеральд внесла огромный вклад в развитие современной музыки и по праву считается лучшей джазовой певицей в ее истории. Гленн Миллер Гленн Миллер Американский джазовый музыкант и композитор Гленн Миллер (1904-1944) родился в небольшом городке в штате Айова. С раннего детства мальчик полюбил музыку, но не имел возможности заниматься ей: в поисках лучшей жизни небогатая семья Миллеров часто переезжала с места на место, и денег на занятия всегда не хватало. Гленну даже пришлось пасти коров, чтобы скопить деньги на свой первый тромбон.Во время учебы в университете молодой музыкант больше играл на тромбоне, чем учился; вскоре он решил полностью посвятить себя музыке. Чем больше он выступал, тем большей становилась его популярность. Его стали приглашать в известные джазовые ансамбли. А в 1938 году Миллер создал свой собственный оркестр, который позже прославился на весь мир.В 1941 году Америка вступила во Вторую мировую войну. Наступили тяжелые годы боев и лишений. В это время большим успехом стали пользоваться беззаботные, веселые песни и фильмы, помогавшие людям пережить трудности военного времени. Именно тогда появился фильм «Серенада Солнечной Долины», главными героями которой были сам Миллер и его оркестр. Почти все мелодии фильма стали настоящими шлягерами. Но самый ошеломительный успех выпал на долю «Чаттануга-чучу», эту темпераментную мелодию подхватили в самых отдаленных уголках нашей планеты. Самое удивительное, что она до сих пор популярна и по-прежнему звучит повсюду.В 1942 году Гленн Миллер был призван на военную службу, где стал выступать с новым оркестром в военных частях и по радио. Легкие танцевальные мелодии, аранжированные Миллером, часто передавались американскими радиостанциями на территорию фашистской Германии для «ослабления боевого духа немецких солдат».Два года спустя самолет, на котором Миллер возвращался из Англии, был сбит, и музыкант погиб. Но не погибла его музыка. Светлая и лиричная, она будет звучать до тех пор, пока люди будут любить и радоваться жизни. Махелия Джексон Махелия Джексон афро-американская вокалистка, исполнительница в стиле госпел - негритянской религиозной музыки. Несмотря на предложения исполнять блюзы, оставалась исполнительницей госпел. По ее словам, «блюз – это отчаяние, в то время как госпел – это надежда». Тем не менее, ее интонации проникнуты духом блюза, а энергетика близка джазу. С пяти лет пела в любительском церковном хоре, которым руководил ее отец. В 16 лет переехала в Чикаго, устроилась работать горничной и поступила в хор баптистской церкви. В карьеру профессиональной певицы не верила. В 1937 г. впервые записала пластинку, но известность пришла к ней лишь десять лет спустя, когда миллионным тиражом разошлись ее песни «Move An Up A Little Highter», «Silent Night» и др. В 1950 г. выступила в Карнеги-холле, в 1952 г. впервые выехала на гастроли в Европу. Ее приглашали Папа Римский, президенты Джон Кеннеди и Линдон Джонсон. Во время марша свободы (1963) пела в Вашингтоне перед 200 000 слушателей. В 1964 г. ушла со сцены по состоянию здоровья, появившись лишь в 1970 г. на чествовании Луи Армстронга. В 1966 г. вышла книга «Movin` On Up» , написанная с помощью Эвана Маклеада Вилиа. Снималась в кино фильме «Сент-Луис блюз» (1958). Ей удалось перенести госпел из церквей Чикаго в концертные залы. Заключил ее карьеру прощальный концерт в Берлине в октябре 1971 г. Скотт Джоплин Скотт Джоплин Джоплин Скотт (1868 — 1917) - американский композитор и пианист, один из основоположников классического концертного рэгтайма. Родился в Тексаркана, Техас. В 1880-е годы играл в Сент-Луисе и Чикаго. Впоследствии обосновался в городе Седалия (штат Миссури), где написал большую часть своих знаменитых регтаймов. Всего Джоплин создал около 600 фортепианных регтаймов, две рег-оперы — "Почетный гость" (A Guest of Honour, 1903) и "Тримониша" (Tremonisha, 1911, поставлена 1915), две симфонии, а также руководство по игре фортепианного регтайма (The School of Ragtime). Скотт Джоплин — родоначальник рэгтайма, получившего распространение в США в конце 19 — начале 20 столетия. Леонид Утёсов Леонид Утёсов Леонид Утесов родился в 1895 году на Молдаванке в Одессе, вот откуда его юмор, веселый и озорной характер. В 1934 году он снялся в своей звездной роли в фильме «Веселые ребята» и прославился на все страну. Его песни «Марш веселых ребят», «Как много девушек хороших» распевали люди от Москвы до самых до окраин.Но еще до этого в 1929 году Утесов создал свой джазовый оркестр «Теа-джаз». Во время концертов артист совмещал дирижирование с танцами, пением, игрой на скрипке и чтением стихов. В годы войны его оркестр поддерживал своими выступлениям советских людей на фронте и в тылу. Только в 1941 году музыканты дали свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. Всем полюбились военные песни Утесова — «Жди меня», «Землянка», «Темная ночь», «Одессит Мишка» и даже сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады».Одно упоминание имени артиста рождало у людей добрую улыбку и душевное тепло, его песни звучали во многих советских кинолентах. Наверное, именно поэтому артист был так любим, он стал настоящим народным певцом. Когда Утесова упрекали в отсутствии голоса, он говорил: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!» Ленинградский Дикселенд Сегодня в разных странах мира проходит множество джазовых фестивалей, на которые съезжаются известные музыканты и любители джаза. Лариса Долина Ирина Отиева 3. Тромбон 1. Скрипка 2. Ударные 5. Труба 4. Балалайка 6. Рояль 7. Саксафон 8. Гармонь 9. Тарелки 1. Старый рояль весь в испуге,Раньше играл он только фуги,Он весь дрожит от страха,Не слыша Баха.Теперь на нём играю я.Старый рояль,Мне поверь, мне поверь,Старый рояль!Когда этих клавишКоснётся рука,Тогда улетаетИз сердца тоска.Со мной он разделитИ грусть, и печаль.Мой старый, усталый рояль. 2.Трудно тебе, но пойми ты,В жизни теперь другие ритмы.Конечно, трудно сразуПривыкнуть к джазу.И мне тебя немножко жаль,Старый рояль,Мне поверь, мне поверь,Старый рояль!Когда этих клавишКоснётся рука,Тогда улетаетИз сердца тоска.Со мной он разделитИ грусть, и печаль.Мой старый, усталый рояль. «Старый рояль». Спасибо за внимание