Презентация по теме Готовность к школе


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА №1. ТЕМА: «Основные психологические новообразования младшего школьника. Кризис отрочества.» ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. Выполнила: Слушатель курсов «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» учитель начальных классов МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом г. о. Жуковский Оксана Викторовна Булатова Научный руководитель- кандидат психологических наук Е.М. КОВАЛЕНКО Основные новообразования школьникаОбратимся к характеристике учебной деятельности.В структуру учебной деятельности входят:1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.2. Учебное действие – это, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета, действие, с помощью которого он изменяет (реконструирует) учебный материал с целью его освоения.3. Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка на соответствие между сделанным и образцом.4. Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет. Сопоставляя между собой игровую и учебную деятельность, легко заметить различие между ними. Главное из них в том, что учебная деятельность носит произвольный, обязательный и результативный характер. Обучаясь в начальной школе дети по – прежнему уделяют много времени игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску.Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени. Учебная деятельность должна быть результативной. Для того чтобы получить результат, ребенку необходимо осознать его в виде соответствующей цели. Следовательно, условия психического развития способствуют выработке умения самостоятельно сформулировать цель деятельности. Но можно ли считать первоклассника самостоятельным? Весьма относительно. Таким образом, одна из задач психологического развития первоклассника – выработка у него самостоятельности, в том числе и умственной. Наряду с результативностью учебная деятельность носит обязательный, а главное произвольный характер. Произвольность учебной деятельности предполагает, что ее успешное выполнение возможно, если ребенок может произвольно управлять своими эмоциями, моторной активностью, познавательной деятельностью, отношениями с другими людьми. Все это возможно только при наличии произвольности всех психических процессов и потому ее можно считать ведущей в этой триаде. Именно она обеспечивает самостоятельное формулирование цели. Именно она необходима для выработки плана достижения поставленных целей. Именно она позволяет ребенку следовать доминанте «надо» вместо доминанты «хочу». Таким образом, произвольность психических процессов можно рассматривать в качестве центрального психического новообразования в младшем школьном возрасте. Наряду с ним выделим и другие психологические приобретения этого возраста. 1. В ходе решения учебной задачи ребенок встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, т.е. спланировать их порядок, наметить средства достижения целей. Другими словами, он должен заранее представить то, что получится в результате его усилий, т.е. возможность увидеть будущий результат. Это возможно с помощью развитой способности к планированию этих действий в уме, т.е. мысленной разработки получения предполагаемого результата. Как взрослый, намечая что-либо, проигрывает возможный план действий «про себя», так и ребенок должен обладать такой способностью. В дошкольном возрасте эта способность у ребенка практически отсутствовала. Достаточно вспомнить действия ребенка во время рисования, когда каждое предстоящее действие комментировалось им вслух. Так же ребенок комментирует вслух свои игровые действия. Кстати говоря, такие же обратные внутреннему плану действия можно видеть и у взрослых людей в очень сложных ситуациях, либо у людей пожилого возраста, когда человек проговаривает вслух предстоящее действие. Таким образом, один из новообразований младшего школьного возраста является способность к действиям во внутреннем или умственном плане, другими словами – планирование в уме, про себя. 2. Правильное решение учебной задачи, как известно, зависит от способности ребенка выделить в ее условии существенные отношения данных, т.е. таких отношений, от которых зависит успешное решение не только данной задачи, но и подобных ей. Наряду с этим ребенок должен вскрыть сущностные свойства предметов, причем не столько по их внешним признакам, сколько абстрагируясь от внешних форм предмета. Для этого он рассматривает предмет, выделяя в нем ведущие, главные, внутренние, т.е. скрытые от внешнего наблюдения, отношения и связи. Речь идет о такой способности, как умение анализировать, в том числе и собственные действия. 3. В то же время и умение анализировать, и планирование в уме лежат в основе еще одного умственного умения – рефлексии. Рефлексия представляет собой такое осмысление человеком своих действий, при котором он выясняет их основания. Примером наличия рефлексивных действий у ребенка может, служит развернутое объяснение им алгоритма решения, приведшее5 к нужному результату. При этом становится очевидным, что умственные действия ребенка носят осмысленный, а не случайный характер, что он понимает, почему он сначала сделал одно действие и, почему нужно было потом сделать другое. Другим диагностическим способом наличия рефлексивных действий является умение наглядного отображения своих умственных (скрытых) действий. Делая свои умственные действия наглядными, ребенок имеет возможность их обобщить и типизировать. Таким образом, к психологическим новообразованиям данного возраста относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Все они новым светом освещают основные психологические процессы ребенка – восприятие и внимание, память и мышление. Их развитие разворачивается под знаком произвольности, управляемости и осознанности. Проследим, как это сказывается на развитии названных психологических процессов, на что при этом следует обращать внимание, на какие приобретения в психологическом плане может рассчитывать ребенок. КРИЗИСЫ ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Причины подросткового кризиса В младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых (учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Физиологические изменения в организмеИзменение потребностей: социальных, материальных, духовных. Противоречия:…между ощущением себя взрослым и реальным положением. …в отношениях со взрослыми.…между «нужно» и «опасно». « Роли » подростков в школе« Умные » « Сильные, смелые, волевые » « Активисты » « Талантливые » « Увлеченные » « Надежный друг, верный товарищ » « Шут » АнкетаВыберите тот ответ, который соответствует реальным ситуациям вашей жизни.1. Если вы поздно приходите с прогулки, то:а) ваше объяснение опоздания выслушают;б) на ваше опоздание не обратят внимание;в) вас отругают;2. Если вы совершили плохой поступок, то:а) вы сразу расскажете об этом родителям;б) вы расскажете об этом, но дождетесь удобной минуты;в) вы вообще об этом не расскажете. 3. Если вас родители ругают, то вы будете:а) молчать;б) доказывать свою правоту, даже если не правы;в) оправдываться;4. Если вас накажут несправедливо, вы:а) согласитесь с этим;б) промолчите;в) будете доказывать свою правоту.5. Если вас обидели сверстники, вы:а) простите своих обидчиков, если они попросят прощения;б) молча проглотите обиду;в) накажете своих обидчиков при удобном случае. 6. Если у вас на душе плохо, вы обратитесь к:а) родителям;б) друзьям;в) посторонним людям;7. Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим:а) соглашаются;б) не обращают на это внимания;в) не соглашаются.8. Вы себя лучше чувствуете:а) дома;б) в школе;в) среди друзей. Выводы: все более возрастает ценность общения со сверстниками; ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе; он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею; развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась. Готовность к школе. Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, специалисты, как правило, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной. Возникает ряд вопросов. Что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребенка к школе? Эффективность подготовки ребенка к школе будет определяться системным и комплексным развитием всех психических сфер ребенка.Психологическая готовность ребенка к обучению в школеПознава -тельная сфераМотива-ционная сфераВолеваясфераЭмоциональ ная сфера Кого готовить к школе: родителей или детей? Пора готовить ребенка к школе? С чего начать? Многие родители спешат в книжные магазины, закупают прописи, книжки – развивалки, а затем подыскивают «подходящего» для их чада педагога или начинают сами каждый вечер заниматься по учебникам и рабочим тетрадям ( иногда – для первого класса!) Однако через некоторое время такая интересная игра в школу надоедает и детям, и родителям. Почему это происходит? А дело все втом, что родители, взявшись за решение этой сложной задачи, сами пока еще не очень представляют, что же это такое – готовность к школе. Принято считать, что подготовленный к школе ребенок должен уметь бегло читать, считать, писать… Некоторые родители считают, что необходимо научить ребенка выполнять задания из многочисленных рабочих тетрадей, кто – то ужесточает дисциплину, объясняя малышу, что совсем скоро он станет «взрослым», а готовиться к этому надо уже сейчас. Трудно сказать, какой из вариантов наиболее эффективный. Важно другое: даже те родители, старшие дети которых уже прошли сложный период подготовки к школе, нуждаются в работе со специалистами. Да, да! К школе надо готовить не только детей, но и взрослых: мам и пап; бабушек и дедушек. Что же включает в себя подобная подготовка?Знакомство родителей (законных представителей) с основами возрастной психологии, с особенностями развития детей предшкольного возрастаПомощь родителям понять индивидуальные особенности своего ребенка: темперамент, характер, стиль познания, способ получения и переработки информации.Необходимо выбрать «особенного» учителя для своего ребенка. ( На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны учителя: авторитарный, демократический или попустительский ( анархический)). (См. презентацию «Влияние стиля педагогического общения на адаптацию первоклассников»)Помочь сориентироваться в огромном количестве существующих сегодня учебных программ и др. Таким образом, подготовка ребенка к школе начинается с подготовки родителей, ответственных за этот нелегкий шаг. Литература:1. Т.А. Патрушина; Л.К. Филякина «Первоклассник на пороге школы» Издательство «Речь» г. Санкт – Петербург 2011 год.2. Т.А. Соловьева; Е.И. Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде». Издательство: Москва, «ВАКО» 2012 г.3. А. Рогозянский «Хочу или надо?» Издательство: «Яуза – пресс», г. Москва 2010 год.