Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.


«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» Подготовила старший воспитатель Н.В. Чернова2013год Задачи: Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале. Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!..Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…К.И. Чуковский Разные источник дают следующие определения:Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. («Педагогический словарь») Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:ежедневная работа с информацией;желание творчества;стремительный рост современной науки;изменения, происходящие в жизни общества;конкуренция;общественное мнение;материальное стимулирование;интерес. Основные направления самообразования педагогов ДОУОзнакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;Изучение учебной и научно-методической литературы;Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;Изучение новых программ и педагогических технологий;Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;Повышение общекультурного уровня. Формы повышения самообразования Индивидуальная: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать; 2. Групповая: методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации. Тематика самообразования: С учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя Всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы Одна из годовых задач ДОУ Проблема, которая вызывает у педагога затруднениепополнение знаний по уже имеющемуся опыту Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Для молодых специалистов Осознание ценностей личностно-ориентированной Модели воспитания, обучения и развития; Формирование основ педагогического мастерства; Развитие умений и конструктивных способностей. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет Для опытных, творчески работающих воспитателей Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; проявление творческого потенциала педагога;Пропаганда своих достижений;Развитие исследовательской деятельности. План работы по самообразованию: Интерес (Чего хочу?)Определение проф. потребностейТема, цель План (как достигнуть?)Отбор действий (что надо сделать?)Установка их последовательностиОпределение сроков РаботаОбучение и воспитание (Что делаю?)Оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?) Сбор информации для анализа (Как получается?) Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)Выводы Предполагаемый результат и формы его представленияЗадачи на будущее Возможная проблема Пути решения Не могу определиться с темой самообразования Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. Как правильно сформулировать тему: Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние Познавательные способности Познавательная активность Умение что-то делать Личностные качестваЛюбознательность Самостоятельность Наблюдательностьи т. п. На музыкаль -ных занятиях; На экскурсиях в природу; В процессе изучения чего-либо; В процессе знакомства с чем-либо; В игровой деятельностии т. п. Пример: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу» Формулировка темы по схеме: ЧТО-ТО Как условие развития ЧЕГО-ЛИБО ЧТО-ТО ЧЕГО-ЛИБО Как средство формирования Использование ЧЕГО-ЛИБО Как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО-ТО Например:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» Формулирование цели исследованияЦель- это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.Например: Тема:«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Формулирование задач исследования:Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?Схема формулирования задач Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т. п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т. п. Возможная проблема Пути решения При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы:Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?Составление плана изучения конкретной выбранной литературыНачните с изучения традиционных методик по данной проблемеВключите современные взгляды на проблемуИспользуйте опыт работы педагогов других ДОУ. Возможная проблема Пути решения При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. Возможная проблема Пути решения При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. Составьте план или схему полученных при изучении материалов.Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. Возможная проблема Пути решения Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. Форма завершения самообразования: 1.Консультация для педагогов по теме самообразования;2. Выступление на заседании совета педагогов;3. Проведение открытого просмотра;4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;5. Составление картотеки по проблеме;6. Изготовление  игр и пособий;7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной  работы;8. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями;9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;10. Творческий отчет11.Оформление передового педагогического опыта.12. Публикация13. Дидактический материал с обоснованием и описанием Изучение методической литературы(НазваниеАвторГод издания) Работа с детьмиСоздание развивающей среды Работа с педагогами(КонсультацииМастер-классОткрытый показ) Взаимодействие с родителями(КонсультацииРодительские собрания) Методический кабинет(КартотекиДидактические игрыОбобщение опыта) Форма завершения самообразования Содержание тетради по самообразованию: Год:Проблема:Тема:Цель:Задачи: Результат самообразования: Повышение качества проводимой с детьми работы;Рост профессионального мастерства педагога Желаю успеха!