Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»


Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» Франсиско Гойя - испанский живописец, гравер эпохи романтизма. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском.«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»  — историческое полотно Франсиско Гойи, написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее Прадо. История создания2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками (эпоха Наполеона). Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев. После окончательного изгнания французов Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые должны были «увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы».  Полотна Гойи не были оценены по достоинству – это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он ненавидел и презирал войну. Особенно зримо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев (мятежников)», сегодня по праву считающейся непревзойденным шедевром. Описание Сюжет: восстание - два враждующих полюса - завоеватели, палачи и борцы за свою свободу и независимость; Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты двух групп; вдали видны темные здания Мадрида на фоне зловещего черного неба; Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. Два враждующих полюса - завоеватели, палачи и борцы за свою свободу и независимость. Показаны чувства людей, подвиги народа; Описание Городской пейзаж на заднем плане напоминает  Толедо со знаменитой картины Эль Греко (Гойя здесь сознательно «цитирует» работу одного из великих старых мастеров), чтобы передать призрачность, фантастичность мира среди крови и насилия;«Вид Толедо»«Расстрел повстанцев» ИдеяФ. Гойя показывает противопоставление сил мира и справедливости жестокому облику хаоса. Идея картины – в освобождении человека от темных, враждебных сил, сковывающих его сознание, заставляющих подчиняться страху тогда, когда нужно подчиниться собственной воле: восстать и бороться, полностью осознавая свою значимость в исходе духовного и физического противостояния.