Презентация Сатиры смелый властелин (Биография и творчество Салтыкова-Щедрина)


Сатиры смелый властелин Много ли есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно...Я люблю Россию до боли сердечной...М.Е.Салтыков-Щедрин www.themegallery.comCompany LogoКраткая хроника жизни Салтыкова-Щедрина1826 - родился в Тверской губернии в семье помещика1844 -  окончил Царскосельский лицей. 1845-1847 -  участие в кружке Петрашевского. 1847 – 48 - а повесть «Противоречия» ,повесть «Запутанное дело». В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. 1848-1855 - жизнь в Вятке.1856-1857 – «Губернские очерки», принесшие ему известность. 1858-1861 - был вице-губернатором в Рязани и Твери. 1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник". www.themegallery.comCompany LogoКраткая хроника жизни Салтыкова-Щедрина1864 - вернулся на государственную службу. 1868 -  уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок. 1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»Глупов и глуповцы под судом сатиры О романе «История одного города»Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в «Отечественных записках». Сразу по выходе книги в свет И.С. Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал Михаилу Евграфовичу: "На днях получил Вашу «Историю одного города»... прочёл её немедленно... Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии..." «Свое произведение выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвел лишь скромную роль «издателя» этих записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими режим – в образе города Глупова» Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина - самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости...» М.Горький Проблема романаКакую проблему поднимает автор в романе?Сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников
Значение понятийСатира - произведения, в которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления.Аллегория – иносказание, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Антитеза –противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности. Гротеск - это высшая степень комического, проявляющаяся:1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать границ фантастического;2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного.Фантастика - изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. – Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?"...Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым..." (Глава «О корени происхождения глуповцев».)"...родной наш город Глупов, произведя обширную торговлю квасом, печёнкой и варёными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен..." (Глава «Обращение к читателю»..) Каковы границы города Глупова?Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов "из Губернии", новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: "В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком... В другой губернии столь же рослый градоначальник..." – глава «Оправдательные документы. О благовидной всех градоначальников наружности». Границы города расширены до пределов всей России ("Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смежены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания"). (Глава «Войны за просвещение»). – Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о "добровольном" призвании славянами варяжских князей. – Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?"Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути..." (Глава «О корени происхождения глуповцев»).Вспомним русскую пословицу "Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт", которую следует понимать метафорически. Объяснение слова "головотяпы" является не чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ не правдоподобный, а условный. – Что представляют собой глуповцы? Основные их качества: неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство: "Мы люди привычные! – Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх сторон запалить – мы и тогда противного слова не молвим!" (Глава «Голодный город»). www.themegallery.comCompany LogoХарактерные особенности глуповцев2. Каковы характерные особенности глуповцев? Как они проявляются в истории глуповского свободомыслия? Город Глупов – город-гротеск Основные их качества: неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство: "Мы люди привычные! – Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх сторон запалить – мы и тогда противного слова не молвим!" (Глава «Голодный город»). www.themegallery.comCompany LogoГрадоначальники3. Как показаны градоначальники? Глава «Опись градоначальникам»Образы градоначальников необычны, фантастичныВ фигурах некоторых из градоначальников можно отыскать черты подлинных российских самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла I, в фигурах Микаладзе и Грустилова – от Александра I, в Перехват-Залихватском – от Николая I) www.themegallery.comCompany LogoГрадоначальникиЧем знаменательны градоначальники? 1. Баклан Иван Матвеевич – ростом трёх аршин и трёх вершков (аршин – 0,71 м, вершок – 4,4 см), происходит по прямой линии от самой высокой колокольни в Москве (Ивана Великого). В словаре В.Даля: Баклан – болван, чурбан, чурка. Смерть его фантастична: переломлен во время бури.2. Прыщ Иван Пантелеич с фаршированной головой.3. Никодим Осипович Иванов "был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь сенатский указ". www.themegallery.comCompany LogoРабота с текстом. ВыводыМногообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин "градоначальник" употребляется в данной книге не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующей главе эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказался Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы. www.themegallery.comCompany LogoРабота с текстомДементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.Чем он знаменателен? Расскажите о нём (глава «Органчик»).Зловещая фигура – Угрюм-Бурчеев Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором "вместо неба нависла серая солдатская шинель"? (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?Чем он опасен? www.themegallery.comCompany LogoИстория "брожения глуповских умов" бурчеевского правленияРабская привычка к повиновению ↓Бунт на коленях. “Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли» ↓Глуповцы “взялись за ум” ↓Выбор ходока к властям (ходок Евсеич, ходок Пахомыч ) ↓“Сидели и ждали” ↓“Взглянули друг на друга и устыдились” ↓“Раздражение росло” ↓Ночные совещания ↓Взрыв. Крушение тирана www.themegallery.comCompany LogoСмысл финала4. Каков смысл финала? Для чего Салтыков-Щедрин вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым? Крушение тирана было внезапным. Началась катастрофа с бунта реки, затем появилось "оно", потом история прекратила своё существование.Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, Угрюм-Бурчеев исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: "Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня" - это Перехват Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки.Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в "Истории..." имеет очистительный смысл. www.themegallery.comCompany LogoЖанр книги. Финал романа«История одного города» – антиутопия. Антиутопия – изображение опасных последствий, связанных с построением общества, то есть книга-предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо-неразумное и бесчеловечно-жестокое. В связи с этим "оно" символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история