Презентация по литературе на тему Жизненный и творческий путь Марины Цветаевой (11 класс)


Е.А.Сидоренко, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 г.Россошь» Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа.М.И.Цветаева 26 сентября (8 октября) 1892 года – 31 августа 1941 года Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Спорили сотни Колоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть. 16 августа 1916 года Трёхпрудный переулок. Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!Всяк на Руси – бездомный.Мы все к тебе придём. ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ ЦВЕТАЕВ - отец, профессор, основатель Московского музея изобразительных искусств. * МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МЕЙН - мать, талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна. «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие» М. Цветаева. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых,И на речном, и на морском песке,Коньками по льду и кольцом на стёклах, - И на стволах, которым сотни зим…И, наконец, чтоб было всем известно! – Что ты любим! любим! любим! любим! –Расписывалась – радугой небесной… Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год. Муж – Сергей Эфрон Дочь – Ариадна Эфрон Сын - Георгий Эфрон 1910 – «Вечерний альбом»1912 – «Волшебный фонарь»1913 – «Из двух книг»1920 – «Лебединый стан»1921 – «Вёрсты»1921 – «Стихи к Блоку»1922 – «Разлука»1923 – «Ремесло»1923 – «Психея. Романтика»1924 – «Молодец»1928 – «После России»1933 – «Живое о живом»1934 – «Дом у старого Пимена»1934 – «Пленный дух»1935 – «Мать и музыка»1936 – «Отец и его музей»1936 – «Нездешний вечер»1937 – «Мой Пушкин» 1938 – «Повесть о Сонечке» Романтик, воспринимающий жизнь как дарованное на миг счастьеПоэт черпает вдохновение из безмерности своей душиПротивопоставление «Я» окружающему миру «Одна из всех – за всех – противу всех!»Жизнь и творчество невозможно разделить«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»«Стихи - есть бытие»«Равенство дара души и глагола – вот поэт» Тема детства (период всестороннего обогащения личности)Тема природы (колыбель человека)Тема дома и бездомья (обиталище души)Тема конфликта быта и бытияТема России (Москва, историческая судьба)Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)Тема высокого назначения ПоэзииТема любви как дарованного судьбой счастьяТема обречённой жертвенности («Лебединый стан») Тождественна личности поэта, противопоставлена внешнему миру, порой эгоцентрична, абсолютно искренна, честна, требовательна к себе Предметные: Крыло (крылатость), орёл, лебедь, ворон … Шпага, клинок, кинжал, меч – знаки рыцарства, символ мужества Плащ, занавес… Море, волна, пена, камень… Деревья: тополь, рябина, бузина Письменный стол Окно, свеча, ночь, звёзды… Конкретно – исторические:Казанова , Лжедмитрий, Марина Мнишек, Карл VIII, Наполеон, Степан Разин.Пушкин, Блок, Магдалина«Литературные»Федра, Орфей, Гамлет, Офелия, Ариадна, Кармен,Кавалер де Грие, Дон Жуан… Любимые цвета – огненныеЦвет – носитель смыслаКонтрастность цветов (тонов) (серебро – огонь, черное – белое и т.п.) Дробление поэтического текста (потока) на выразительные отрезкиИспользование пауз для выражения смыслаГрафическое выражение интонационного смысла через использование тире, многоточие (фигура умолчания)Перенос как приём создания ритмического рисунка текста Автобиографичность Л. Г.Смешение стихий( речевой, эмоциональной)Контрастность Многомерность образовЦветовая и предметная символикаЁмкость словоформы (неологизмы)ЗвукописьДиалогичность формы Глубинная связь с народным творчествомГрафические приёмы создания образов 1.ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ И ВЫУЧИТЬ 1-2 НАИЗУСТЬ :«МОИМ СТИХАМ,НАПИСАННЫМ ТАК РАНО…»,«ЕСЛИ ДУША, РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…», «СТАТЬ ТЕМ ,ЧТО НИКОМУ НЕ МИЛО …»КТО СОЗДАН ИЗ КАМНЯ, КТО СОЗДАН ИЗ ГЛИНЫ…»,«НА РАДОСТЬ»,«РОДИНА»,»ПОЭТ» . 2.ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ