Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через работу с текстом


« Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через работу с текстом» учителя русского языка и литературы Осино-Гайского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ Епихиной Г.А. Педагогический проект Актуальность Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная компетенция способствует формированию коммуникативной личности, которая:стремится к максимальной реализации своих возможностей,открыта для восприятия нового опыта,владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения Недостаточный уровень сформированности у школьников коммуникативной компетенции Неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач Недостаточносформированный навык самостоятельно получатьинформацииюиз различного родатекстов ( книг и учебников) Неумение адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми Неумение строить свою речьв зависимости от ситуации проблемы Противоречия между Противоречия между Цель проекта создание условия для формирования коммуникативной компетенции у учащихся моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий при работе с текстом Задачи проекта: изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практикепровести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенцийосуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык»разработать систему коммуникативно-ориентированных и творческих заданийактивизировать творческую деятельность учащихсяповысить результативность обученияосуществить мониторинг уровня сформированности коммуникативной компетенции Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции Предмет исследования: эффективные технологии и приемы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать возможности работы с текстом на уроках русского языка для развития речи и формирования коммуникативной компетенции учащихся, то это позволит им:значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе, подготовиться и успешно сдать ГИАадекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами Теоретико- методологическая основа проекта Проблемы человеческого общения (А.А.Бодалев).Концепция личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская).Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования (А.В. Хуторской).Теория развивающего обучения (А.Г. Асмолов).Проблема «экспрессивной функции» языка (М.М. Бахтин).Теория ценностных ориентаций (В.А. Петровский, А. В. Кирьянова).Вопросы активизации мыслительной деятельности (М.И. Махмутов).Положения компетентностного подхода в образовании (Материалы Концепции модернизации Российского образования до 2010 года). Методы и средства реализации педагогического проекта методы теоретического исследования: изучение, анализ материалов потеме проекта,методы эмпирического исследования,методы экспериментального исследования,математический метод ( анализ, обработка полученных данных) Основополагающие принципы проекта ЦелостностьНаучностьМодульностьИнтеграцияСистемность Новизна проекта Новизна проекта продиктована изменившимися ценностями современного образования и состоит в моделировании уроков русского языка с позиции развития коммуникативных компетенций через внедрение в учебный процесс активных методов обучения с учетом возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов Этапы реализации проекта Организационно –диагностический Определение основных идей проекта, его целей, задач, ожидаемых результатов;Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет- ресурсов по теме проекта;Подбор методик для диагностики уровня развития коммуникативной компетенции учащихся;Определение  особенностей формирования коммуникативных умений на уроках русского языка и литературы;Создание «банка» компетентностно-ориентированных заданий. Основной (внедренческий) Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, ИКТФормирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенцииВключение обучающихся в проектную работу, активизирование творческой деятельности, выраженной желанием участвовать в различных конкурсахМониторинг процесса и промежуточных результатов;Коррекция методов и приемов работы с детьми по проблеме реализации педагогического проекта Заключительный(результатирующий) Анализ проделанной работы по проекту;Проведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы проекта;Составление и оформление методических материалов, обобщающих опыт работы над проектом; Представление результатов работы по проекту на заседании ШМО, педагогическом совете, родительском собрании;Трансляция опыта Ожидаемые результаты: Совершенствование форм и методов работы, направленной на развитие коммуникативной компетенции учащихсяПовышение уровня сформированности коммуникативной компетенцииУмение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанровПовышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельностиПрочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обученияУспешная сдача экзамена по русскому языку в форме ГИА Методические приемы, применяемые для реализации проекта Содержание понятия «Коммуникативная компетенция» умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравлениеумение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культурвладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциямивладение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы Современные образовательные технологии Методы и формы работы Методы формированияустной коммуникации Методы формированияписьменнойкоммуникации все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления. анкетирование или письменное интервью, сочинения, изложения,телекоммуникационные тексты, размещение текстов на веб-форумах, сообщения, электронная почта, участие в творческих конкурсах. Виды уроков Ресурсное обеспечение проекта Нормативно-правовое Закон РФ "Об образовании«; НОИ «Наша новая школа»; Национальный проект «Образование»; Устав МБОУ «2-Гавриловская СОШ »;Программа развития школы на 2013-2018 гг. Программно-методическое Рабочая программаМетодические и дидактические материалы Программа по самообразованию Информационное Создание банка данных методических материалов по проектуИздание методических материалов, публикаций,Формирование банка достижений обучающихся Материально-техническое Оснащенность кабинета удовлетворяет требованиям проекта.Медиаресурсы: Интернет и школьная медиатека. Ноутбук, мультимедиапроектор с экраном. Диагностикаэффективностипедагогического проекта Диагностика Анкетирование Экспертная оценка Качество знаний Творческие работы Результаты ГИА Результаты реализации проекта Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обученияПриобретение навыков самостоятельной и коллективной работы с использованием инновационных технологий Самореализация и саморазвитие личности учащегосяФормирование у учащихся умения эффективно общатьсяСоблюдение принципа здоровьесбережения Результативность учебной деятельности учащихся за последние 3 года по русскому языку Результативность учебной деятельности учащихся за последние 3 года по литературе Результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Учебные исследования и учебные проекты Опросы, беседы, обсуждение Выступленияна конкурсах чтецов Выступления в качестве ведущих Анкетирование или письменное интервью Творческиепроекты Создание текстовразличных жанров Рецензирование текстовразличных стилей и жанров Устная речь Письменнаяречь Результаты реализации проекта Владение основными видами речевой деятельности Уровень сформированности коммуникативной компетенции Результаты диагностики «Мотивы к изучению русского языка» С каким настроением учащиеся идут на урок русского языка Результаты реализации проектаПовышение интереса учащихся к изучаемому предмету Результаты реализации проект Творческий рост учащихся Перспективность и практическая значимость проекта Совершенствование технологии формирования коммуникативных компетенций в образовательном процессеРазработка системы практических заданий для формирования коммуникативных компетенций.Расширение территории проекта: трансляция опыта в ОУ, в районе, в округеОсуществление творческого подхода к работе с одаренными детьмиБолее широкое привлечение учащихся к конкурсам, проектам и исследованиям Инновационный потенциал проекта системный поход к проблемеоптимальное сочетание различных педагогических технологий Выводы Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенцииспособствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтезаповышают мотивацию к учениюразвивают познавательную активностьвызывают интерес к предметудают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространствеспособствуют повышению качества знаний Информационные ресурсы Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. Самарский дом печати,1994Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. М.,2006Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий. М.,2005.Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие. М., Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ruМетод проектов на уроках литературы // Школьные технологии. 2003,№6Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. №7 2000Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999Степанова С.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. М., Вербум-М, 2005 Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газета «Первое сентября»,2005Интернет ресурсы www.it-n.ru сеть творческих учителейwww letopisi.ruhttp:www.proshkoli.ruwww.metod kopilka.ru