Презентация к уроку Методы изучения природы.УМК Н.И.Сонин 5класс


Тема: «Методы изучения природы» 18.09.2013 г. Цель урока: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы. Домашнее задание Параграф 3 учебника (стр.12-15) - изучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;Ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 15) -письменно, в рабочей тетради. Самостоятельная работа (10 минут) 1 вариантПеречислите признаки живых организмов. Что такое «орган»? Приведите примеры органов. 2 вариантДокажите, что растение – это живой организм.Чем отличаются понятия «рост» и «развитие»? Кто изучает природу? Какие приборы используют в изучении природы? 1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба. Физминутка Вот полянка, а вокругЛипы выстроились в кругЛипы кронами шумят,Ветры в их листве гудятВниз верхушки пригибаютИ качают их, качают Задание Прочитайте текст учебника на стр. 12 - 15 и выберите из него те методы, которые ученые используют для изучения природы Методы биологического исследования Наблюдение Все биологические исследования начинаются с наблюдений.Пример. Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробирке. Описание Все наблюдения нуждаются в описании. Описание – это результат интерпретации наблюдений.Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных. Сравнение Грамотно составленные описания можно сравнивать, даже если их произвели разные люди в разных странах и в разное время.Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила. Гипотеза Различия, выявленные при сравнении описаний, можно интерпретировать при помощи предположений о причинах различий – гипотез.Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток. Эксперимент  Гипотезы проверяют, искусственно изменяя условия протекания биологических процессов и проводя повторные наблюдения и описания.Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый. Ответьте на вопросы: Какие методы изучения природы вы узнали? Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?Кого называют орнитологом? Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории? Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы. За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы. Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12 м. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы. Заполните таблицу Методы изучения природы Примеры 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 Рефлексия. – Ответы на какие вопросы мы нашли на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?- Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?- Какую оценку вы бы поставили себе за урок?