Интегрированный урок русской и татарской литературы в старших классах (X-XI) на тему: «Сравнительно-сопоставительный анализ произведений Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»


Интегрированный урок русской и татарской литературы в старших классах (X-XI) на тему: «Сравнительно-сопоставительный анализ произведений ЗульфатаХакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»Шайдулатова Фансиля Фидаилевна,учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 29» г. Набережные Челны,аспирант Набережночелнинского государственного педагогического университета. Цель урока:сделать сравнительно-сопоставительный анализ произведений ЗульфатаХакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: – создание ценностных ориентиров и понимание смыла литературного произведения;– формирование умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления идеи, темы и проблемы произведения;– развитие умения осмыслить актуальность проблем, поднимающих в произведении, в реальной жизни. Предметные: – определение идейно-художественного содержания произведений на основе сравнения;– повышение исследовательской культуры: формирование умения сравнительно-сопоставительного анализа;– установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.Метапредметные: – развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;– умение анализировать, сравнивать, обобщать;– умение корректно, уверенно выражать свои мысли. Тип урока: изучение нового материала.Методы: сравнение, анализ, синтезОборудование: презентация, памятка для сравнительно-сопоставительного анализа произведений. I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.«Легионер» «Прощание с Матёрой»Зульфат ХакимВалентин Распутин {35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}Валентин РаспутинЗульфат ХакимВалентин Григорьевич Распутин, русский писатель, прозаик один из самых ярких представителей так называемой «деревенской прозы», родился 15 марта 1937 года, в поселке Усть-Уда Иркутской области.Он лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Лауреат премии А.И. Солженицына. Член Союза писателей СССР с 1967 года. Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи — век люби» (1982), «Пожар» (1985), публицистических статей. В 1989-1991 годах — народный депутат СССР. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.Зульфат Зуфарович Хакимов, псевдоним ЗульфатХаким – писатель-прозаик, драматург, поэт и эстрадный певец, родился 11 августа 1960 года в селе Шингальчи Нижнекамского района Татарской АССР Советского Союза. Он – автор, произведения которого постоянно пополняют репертуары современных театральных коллективов. В 1992 году на сцене театра им. Г.Камала была поставлена его первая пьеса. С того времени на сцене только лишь этого театра с большим успехом были поставлены такие его произведения, как «Кишер басуы» (инсценировка одноименной повести), «Җүләрләр йорты», «Карак», «Күрәзәче», «Мин төшкүрдем», «Килә ява, килә ява», «Телсез күке», «Бит», «Мылтык». Драма «Телсез күке» заняла первое место в конкурсе «Яңа татар пьесасы» (2004 год). В этом же конкурсе его пьеса «Бит» была отмечена специальным призом. В 2009 году З. Хаким за драму «Телсез күке» был удостоен Государственной премии им. Г. Тукая. II. Актуализация– Если мы хотим параллельно анализировать два литературных произведения, какой же метод мы будем использовать? II. Актуализация– Если мы хотим параллельно анализировать два литературных произведения, какой же метод мы будем использовать?Ожидаемый ответ: сравнительно-сопоставительный анализ. Сравнительно-сопоставительный анализ – это метод, на основе которого лежит операция сравнения. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Цель сопоставительного анализа — выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. (М.Воюшина. Сопоставительный анализ литературных произведений). ПамяткаПлан сравнительно-сопоставительного анализа:1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:сюжета или мотива;образной системы;художественные приемы;других параметров, подсказанных самими текстами.2. Найти различия на тех же уровнях.3. Объяснить выявленные различияа) в произведениях одного и того же автора:разницей времени написания, определившей изменение взглядов;различием художественных задач;противоречиями мировоззрения и мироощущения;другими причинами;б) в произведениях разных авторов:различием художественных миров;если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаПроизведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» было написано в 1976 году.Произведение Зульфата Хакима «Легионер» в 2004-2009 годах. «Прощание с Матёрой» по жанру – повесть, «Легионер» – роман (театральный роман). Но между этими произведениями прослеживаются общие мотивы. Скажите, какие общие черты можно увидеть в сюжетах? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. В обоих произведениях изображаются деревни, обреченные на затопление в связи со строительством ГЭС. Действие сюжета в повести «Прощание с Матёрой» происходит в 1960-х годах в деревне Матёра. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. В романе «Легионер» описывается деревня Кызылъяр, тоже обреченная на затопление из-за строительства Куйбышевской ГЭС. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа- Какие отличительные черты есть в сюжетах этих произведений? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. «Прощание с Матёрой» - повесть, в центре сюжета которой строительство ГЭС и гибель деревни. «Легионер» - роман, центральной темой которого является трагическая судьба Яббара, которого незаслуженно заклеймили именем «врага народа». В романе «Легионер» изображаются довоенное и военное время. Судьба деревни в этом произведении перекликается с судьбой героя. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа- Какие образы и герои схожи в этих произведениях? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ.Схожие по характеру герои – Яббар и Дарья, Ансар и Андрей.Образ воды. Вода – как символ времени. Как нет края воды, так и не будет конца существования деревни. Сколько бы не старались разрушить, деревни были и будут жить, так как деревня – символ национального характера. Выплывающие из-под воды деревья в романе «Легионер» и лиственница в повести «Прощание с Матёрой» - это образы, предвещающие гибель. Корни деревьев символизируют корни народа, корни человечества.Образ погибающей деревни также выходит на передний план произведений. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа – Какие отличия выделяются в образных системах этих произведений? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ.Если в произведении «Прощание с Матёрой» у Дарьи есть соратники (Катерина, Богодул), то в романе «Легионер» Яббар – один в борьбе за спасение деревни. В романе «Легионер» основным конфликтом является вопрос, кто вправду виновен: Яббар, который заботится о судьбе своей деревни – «малой родины», и вместе с тем, обо всей стране; или люди, для которых государственные проблемы выше, чем судьба родины? Образ Хозяина в повести «Прощание с Матёрой». Хозяин – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверек. Он – хранитель, душа острова и деревни. Хозяин оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет. Он является образом-символом. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа – Какие художественные средства используются в произведениях? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. В романе «Легионер» используются внутренние монологи Яббара, в повести «Прощание с Матёрой» – монологи Дарьи, Богодула. Напряженные диалоги Яббара и Ансара, Яббара и его брата Саида, Дарьи и её внука Андрея усиливают трагичность произведений. Также в обоих произведениях используются такие художественные приемы, как лирические и философские отступления авторов. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа – Какие отличия можно отметить в использовании художественных приемов? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин использует фантастические приемы. Например, Хозяин – какое-то неведомое животное, является фантастическим образом. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа – Какие общие и отличительные моменты вы ещё можете выделить? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. Сцена разорения кладбища – одна из самых трагических в обоих произведениях. Также надо уделить вниманию на то, что героями повести «Прощание с Матёрой» преимущественно являются старики. К ним противопоставляется беспечная молодежь. А в романе «Легионер» Яббар является представителем молодежи. III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаЭти произведения написаны в разное время, «Прощание с Матёрой» – 1976 году, а «Легионер» – спустя почти тридцати лет. Получается, они различаются историческими условиями. Но проблема, поднимающаяся в обеих произведениях, одинакова. – Какая проблема изображается в этих произведениях? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. Проблема уничтожения деревень, в связи со строительством ГЭС. Также в основе произведений лежит конфликт между общечеловеческими и общегосударственными ценностями (общество «отвергает» человека). III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа – Произведения принадлежат к разным национальным культурам, то есть отличаются изображением национальных художественных миров. Как это проявляется? III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализаОжидаемый ответ. Национальный характер татарского народа проявляется в изображении матери Яббара – Амины. Она является архетипом Матери, стойкой, терпеливой. Национальный характер русского народа проявляется в изображении русского дома, русской женщины, в прощании с родным домом (Дарья убирает и моет дом, как будто готовит человека в последний путь). VI. Обобщение знаний, выводы.– На каких уровнях можно найти общие и отличительные черты в произведениях В.Распутина «Прощание с Матёрой» и З.Хакима «Легионер»? VI. Обобщение знаний, выводы.Ожидаемый ответ. В сюжете, в системе образов, художественных средствах, различием национальной культуры и исторических условий. VI. Обобщение знаний, выводы.– Какова тема и идея этих произведений? VI. Обобщение знаний, выводы.Ожидаемый ответ. Тема повести «Прощание с Матёрой» – судьба деревни. Тема романа «Легионер» – судьба человека, переплетенная с судьбой родной деревни. Тема личности в тоталитарном государстве, где предателем на самом деле оказывается не легионер, а руководители, которых не интересуют проблемы народа. Одной из идей романа «Легионер» и основной идеей «Прощание с Матёрой» является сохранение деревень, источника духовных ценностей, памяти предков. V. Рефлексия.– Актуальны ли проблемы, поднимающиеся в произведениях?Ваши мнения о произведении и об уроке! Написать мини-сочинения на темы (на выбор):Как бы я поступил, если бы был на месте Яббара?Чья позиция мне ближе – Дарьи или Андрея?Каким я вижу современную деревню.VI. Домашнее задание. МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!