Презентация по русскому языку на тему: Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных с самоанализом


МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ CNELTYNF СИДОРОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ Тема урока: Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Цели:Предметные:  формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.Метапредметные: формирование универсальных учебных действийрегулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, работать по алгоритму;личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения;познавательные: преобразовывать информацию, выделять главное;коммуникативные: оформлять мысли в устной форме, овладевать навыками монологической речи, развивать культуру общения; умения работать индивидуально, в группах и коллективно, воспитывать внимательное отношение друг к другу.

МетодыТип урокаФормы организации деятельностиОборудованиеПовторительно-обобщающий урокАктивные, интерактивные, проблемные.Фронтальная, групповая, индивидуальная Презентация, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 7 класс», мобильный класс, наглядность, карточки с заданиями.



Этапы урока: I. Организационный момент (1 мин.) II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания (4 мин.) III. Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера (14 мин.) IV. Первичное закрепление (8 мин.) V. Самостоятельная работа (8 мин.) VI. Итог урока (3 мин.) VII. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин.)
.Ход урокаI ЭТАП Организационный момент ( 1 мин.) Цель: Эмоциональный настрой на урок - Здравствуйте, ребята! - Вам интересно знать, почему я так необычно выгляжу? - Присаживайтесь, настройтесь на позитивный лад, я расскажу вам, в чем секрет… Вступительное слово учителя. (Концентрация внимания обучающихся, сообщение цели урока) - Ребята, добро пожаловать на необычный урок. Дело в том, что мы с вами отправимся в ресторан, «попробуем» изыски кулинарного искусства, и каждый сможем попробовать свои силы в роли шеф-повара, приготовив фирменное блюдо.

II ЭТАП Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания (5 мин.) Цель: актуализация и обобщение имеющихся знаний, сообщение целей урока Итак, мы в ресторане и у вас в руках меню. Но сначала мне нужно проверить, можно ли вас допускать к работе на кухне. И начну я с проверки домашнего задания. А значит, нас ждет традиционная увлекательная игра «Вопрос-ответ»

- Молодцы, теперь проведем числовой диктант, по результатам которого я смогу оценить вашу работу дома. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН). Закале..ый боец Записа..ый текст – Сгуще..ое молоко – Копче..ая рыба – Навьюче..ая лошадь – Кваше..ая капуста – Спрессова..ый торф – Плете..ая корзина – 2, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 1 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Цель: проверить уровень знаний на данном этапе


III ЭТАП Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера (15 мин). Цель: сообщение цели урока, постановка учебной задачи, включение обучающихся в мыслительную деятельность. Вы хорошо поработали дома. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Правила мы повторили и готовы начать приключение в ресторане «Сладкая жизнь». Цель урока – усвоить правильное написание Н и НН в суффиксахпричастий и отглагольных прилагательных. Наша задача – уметь применять изученное правило, различать причастия и отглагольные прилагательные.

Групповая работа Цель: включить обучающихся в мыслительную деятельность. Перед вами на столе лежит меню. Под первым номером в меню легкая закуска «Фруктовое ассорти», вот только рецепт ее приготовления испорчен, кто-то пролил на него воду и некоторые буквы невозможно прочесть. Попробуем восстановить текст. А на доске фруктовая корзинка. Вы должны взять ингредиенты и восстановить рецепт изысканного салата. Работать вы будете в парах. Общаясь друг с другом, вы должны прийти к верному решению. Очище…ые яблоки, реза…ые кубиками ананасы, консервирова…ые персики уложите на серебряном блюде. Возьмите вяле…ый банан, смеша…ый с сахаром мандарин, привезе…ую из-за границы клубнику. Добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Заправьте все витаминизирова…ым йогуртом.

Индивидуальная работа Цель: добиться осознанного написания Н и НН при создании текста рецепта.- Второе блюдо нашего сегодняшнего меню – «Сказочное рагу». Почему оно сказочное? Потому что я хочу рассказать вам небольшую лингвистическую сказку: «Как причастия с прилагательными подружились». Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни еды, ни крова. Тогда причастия посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным. Решили и пошли к избушке. Пришли, постучали:– Кто там? – спрашивают прилагательные.– Это мы, причастия. Мы хотим жить вместе с вами, – ответили причастия. – Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы же глагольного происхождения.– Но ведь мы так похожи на вас, – просят причастия, – недаром ученики нас с вами путают. Пустили их к себе прилагательные и с тех пор живут они в большой дружбе. А наша задача – уметь различать причастия и отглагольные прилагательные.

- Что вы знаете об отглагольных прилагательных?- Будет ли НЕ влиять на написание отглагольных прилагательных? Для дальнейшей работы нужны будут составленные нами ранее алгоритмы. Найдите их в папках-памятках, и сейчас… Сейчас займемся мы столом, Он полирова…ый притом. Крахмале…ая скатерть есть И связа…ых салфеток шесть. - В этом тексте в некоторых словах пропущены буквы. Ваша задача вставить эти буквы и объяснить выбор данной орфограммы. - Найдите здесь отглагольное прилагательное. IV ЭТАП Первичное закрепление (8 мин). Цель: применять на практике полученные способы действия.Наш ресторан славится уникальными, неповторимыми рецептами. У вас срочный заказ. Вам необходимо создать свой рецепт, который мы передадим на кухню. Работать будете все вместе. Вам понадобятся карточки с ингредиентами. Создание уникального рецепта: Уникальный рецепт.Возьмите ________________________, _________________________________,Добавьте _________________________, И киньте в ______________________._________________________________ Обмажьте вы со всех сторон.Готов ____________________________, И в печке ________________________._________________________________ - Приправа для куриных ног._________________________________ Бросайте быстро, без помех.Ваш _____________________________ Отведать каждый будет рад!
V ЭТАП Самостоятельная работа (8 мин). Цель: развивать практические навыки. На следующем этапе урока вас ждет самостоятельная работа. И вы будете выполнять её на ноутбуках. Цель работы – проверить свои знания, развивать практические навыки. Кроме выбора орфограммы, вы должны правильно аргументировать условие своего выбора.
VI ЭТАП Итог урока (2 мин). Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигнута ли эта цель? Докажите. Перечислите условия постановки НН в причастиях. Как пишутся отглагольные прилагательные? Итак, пришло время десерта. Это последнее блюдо нашего меню. Сегодня у нас на десерт вишневый кисель. Вы хорошо усвоили материал, и вам не составит труда исправить деформированный текст.Вишню, которую очистили от косточек, пересыпали сахаром, оставили на некоторое время. Затем ягоды, которые перемешали для образования сока, добавить в готовый кисель.Косточки ягод, которые залили горячей водой и вскипятили, процедить. В готовый кисель влить сок ягод и перемешать. Образуйте устно от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
VI I ЭТАП Рефлексия. Домашнее задание (3 мин). Цель: самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степень их соответствия.- Итак, наш урок подошел к концу, и я прошу вас продолжить предложения: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… Ребята, какое настроение у вас после посещения ресторана? Понравился урок? Перед вами три вида смайликов, выберете тот, который соответствует вашему настроению! Дома попробуйте создать и записать рецепт своего блюда, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания. Спасибо вам за урок!





СПАСИБО ЗА УРОК!
Самоанализ занятияШкола: МКОУ ХМР «СОШ с. Кышик»Класс: 7Ф.И.О: Сидорова Наталья НиколаевнаТема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»Ученик должен знать: правила написания НН в причастиях.Ученик должен уметь: различать причастия и отглагольные прилагательные, пользоваться алгоритмом.Вид урока: повторительно-обобщающий .



Цели:Предметные:  формирование навыка правописания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.2.Метапредметные: формирование универсальных учебных действийрегулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, работать по алгоритму;личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения;познавательные: через наблюдения и практические задания отработать навык правописания изучаемой орфограммы, уметь преобразовывать информацию, выделять главного, находить ключевых слов;коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической   речью, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу.
Задачи:Образовательные: обобщить полученные знания о причастии на данном этапе урока;повторить правописание Н и НН в прилагательных;усвоить полученные знания по новой теме и закрепить их на практике;Развивающие: развивать практические навыки правильного выбора изучаемой орфограммы; развивать воображение, монологическую речь.Воспитательные: воспитывать взаимоуважение друг к другу. учить работать в группе. Время проведения: 40 минут. Место проведения: классное помещение. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы обучения: репродуктивный (беседа), объяснительно-иллюстративный (презентация на всех этапах занятия), практический (выполнение заданий - работа с карточками), интерактивный (мобильный класс, интерактивный тест), проблемный (работа с алгоритмом, вывод) Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, мобильный класс (ноутбуки), персональные папки-памятки.



Урок был проведен в 7 классе, с детьми со средним учебным потенциалом. Большая часть детей визуалы. Они обладают наглядно-образным типом памяти, особенно хорошо запоминают наглядные образы , после чего легче воспроизводят учебный материал, который преподносился им нестандартно и конкретно. При составлении урока были учтены психолого-педагогические особенности класса и использованы игровые моменты, а в качестве наглядного материала презентация, карточки, опорные схемы (алгоритмы). Для реализации поставленных задач я использовала методы: коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога; познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике. Урок на тему «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» посвящён повторению и закреплению темы «Причастие». Ученики повторили и закрепили полученные ранее знания и умения по этой теме. Использованные формы работы позволили воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.
При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся: потребность в ярком и образном объяснении нового материала (использовала форму ролевой игры); стремление самостоятельно оценивать знания на каждом этапе урока, готовность к рефлексии; потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; В начале урока четко и конкретно были сформулированы цели. Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности. Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа, через необходимость самостоятельно делать выводы. Воспитательная цель реализовывалась через использование презентации к уроку, подбор дидактического материала, организацию ситуации успеха и творчества. В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся вспоминали и проговаривали правила, изученные ранее. Обогащение словарного запаса осуществлялось во время выполнения заданий обобщающего и систематизирующего характера.
Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Анализируемый урок отличает логическое единство и стройность. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии». На уроке сочеталось несколько методов обучения. Наблюдалось преобладание игрового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды, позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности. Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, групповая, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная, групповая формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном выборе практической деятельности.
На анализируемом уроке наблюдался высокий темп работы. Это связано с тем, что класс очень работоспособный, ровный по знаниям. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока. Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, ускорения темпа работы на уроке, проверки различных видов работ учащихся. Условием успешного усвоения учебного материала было создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся. Методическая разработка урока «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» может быть использована учителями-словесниками, работающими по разным программам. Она интересна в плане информативной емкости, способов деятельности учащихся, применяемых технологий обучения. Считаю, что размещение данных материалов может оказать практическую помощь коллегам-словесникам.
Открытый урок по русскому язык представлял собой ролевую игру, учащимся предлагалось посетить ресторан «Сладкая жизнь», попробовать себя в качестве шеф-повара, «отведать» изысканные блюда. Главной целью урока были: Проверка прочности орфографических навыков. Установление степени осознанного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств. Структура урока соответствовала схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, образец применения знаний, самостоятельная работа, коррекция, анализ). Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, самостоятельная работа учащихся , парная работа и работа в группах. На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то вопросы, предлагаемые учащимся, были почти одного уровня сложности. Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась на специально заготовленных листах и в тетрадях.
Все виды работ оцениваются отдельно (и не только учителем, но и самими учащимися (как, например, дуэльные задания на карточках при проверке домашнего задания). Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Хорошему овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками способствовало соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).Использованная игровая технология, коллективная деятельность в решении поставленных задач дали отличные результаты. При выполнении самостоятельной работы (интерактивный тест) в режимеконтроля все дети достигли положительного результата ( «4» и «5»). Считаю, что все цели урока были реализованы, вся запланированная работа выполнена.