Статья о педагогических технологиях, которые можно применять на уроках. Может использоватся на методических объединениях,педсоветах …


МБОУ ГИМНАЗИЯ №65 ИМЕНИ Н.САФРОНОВА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКАПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Современные образовательные технологии»» Современные педагогические технологии Носкова И.В. Учитель географии, биологии Современные образовательные технологии Технология и методика Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы Современные образовательные технологии Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом Современные образовательные технологии ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. tйchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами Современные образовательные технологии Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Современные образовательные технологии Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Особенности методики:гуманно-личностный подход к ребёнку-новый взгляд на личность как цель образования,гуманизация и демократизация педагогических отношений,отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,формирование положительной Я-концепции.Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:-содержание обучения рассматривается как средство развития личности,-обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления,-вариативность и дифференциация обучения,-создание ситуации успеха для каждого ребенка. Современные образовательные технологии Педагогика сотрудничества Концепция воспитания:-превращение школы Знания в школу Воспитания,- постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы,-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,-развитие творческих способностей ребёнка.Педагогизация окружающей среды:- сотрудничество с родителями,-взаимодействие с общественными и государственными институтами защиты детства,-деятельность в микрорайоне школы. Современные образовательные технологии Технология проектного обучения Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивают системное мышление. Современные образовательные технологии Технология проектного обучения Исходные теоретические позиции проектного обучения:в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. Современные образовательные технологии Технология проектного обучения Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Современные образовательные технологии Технология проектного обучения Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Современные образовательные технологии Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся Современные образовательные технологии Игровые технологии Проблемное обучение Игровые технологии Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции:психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. Современные образовательные технологии Игровые технологии Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры,учебный материал используется в качестве средства игры,в учебную деятельность включается элемент соревнования,успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;б) познавательные, воспитательные, развивающие;в) репродуктивные, продуктивные, творческие;г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. Современные образовательные технологии Игровые технологии По игровой методике:предметные,сюжетные,ролевые,деловые,имитационные,драматизации. Современные образовательные технологии Игровые технологии Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.Этап подготовки-1. Разработка игры:разработка сценария,план деловой игры, общее описание игры,содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.Ввод в игру:*постановка проблем, целей,*регламент, правила,*распределение ролей,*формирование групп,* консультации.Этап проведения:1.Групповая работа над заданием-работа с источниками, тренинг,мозговой штурм.2. Межгрупповая дискуссия-выступления групп,защита результатов,работа экспертов.Этап анализа и обобщения:* вывод из игры,*анализ, рефлексия,* оценка и самооценка работы, * выводы и обобщения,* рекомендации. Современные образовательные технологии Проблемное обучение Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.Результат проблемного обучения:Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Современные образовательные технологии Проблемное обучение Методические приемы создания проблемных ситуаций:-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;-   сталкивает противоречия в практической деятельности;-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Современные образовательные технологии Групповые технологии Цели-*обеспечение активности учебного процесса,*достижение высокого уровня усвоения содержания.Особенности организации:-класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач,- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя, -задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы,-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Современные образовательные технологии Групповые технологии Технологический процесс групповой работы:1.Подготовка к выполнению группового задания-*постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),*инструктаж о последовательности работы,*раздача дидактического материала по группам.2.Групповая работа:*знакомство с материалом,* планирование работы в группе*распределение заданий внутри группы,*индивидуальное выполнение задания,*обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,*обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения),*подведение итогов группового задания.3.Заключительная часть-*сообщение о результатах работы в группах,*анализ познавательной задачи,*общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.Разновидности групповых технологий: * групповой опрос, * нетрадиционные уроки- * урок-конференция, * урок-суд, * урок- путешествие, * урок-игра, * интегрированный урок и др. Современные образовательные технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Цели:формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,подготовка личности «информационного общества»,дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Современные образовательные технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Компьютер используется на всех этапах процесса обучения-* при объяснении нового материала,*при закреплении знаний,*при повторении,*при контроле ЗУН.В функции учителя компьютер представляет:* источник учебной информации;* наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); *индивидуальное информационное пространство;* тренажёр;* средство диагностики и контроля. Современные образовательные технологии Исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышленияЭтапы построения учебного исследования:Постановка проблемыПостановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыИзучение теоретического материалаПодбор и освоение методик исследованияСбор материалаАнализ и обобщение собранного материалаПредставление результатов работы Современные образовательные технологии Личностно ориентированное развивающее обучение Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности. Современные образовательные технологии Личностно ориентированное развивающее обучение Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. Современные образовательные технологии Личностно ориентированное развивающее обучение Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Современные образовательные технологии Личностно ориентированное развивающее обучение Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.). Современные образовательные технологии Здоровьесберегающие технологии Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры Реализация модульных образовательных программ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы Просветительская работа с родителями Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся Современные образовательные технологии Технология «Дебаты» Формирует уменияУмение критически мыслить Умение отделить важную информацию от второстепеннойУмение определить и вычленить проблемуУмение определить причины и возможные последствияУмение определить факты и мненияУмение эффективно решать проблемыУмение оценивать доказательстваУмение работать в команде Современные образовательные технологии Портфолио Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельностиПортфолио – технология планирования профессиональной карьеры Типы портфолиодостижений, тематический презентационный, комплексныйНовые формы портфолиоЭлектронный портфолиоПаспорт компетенций и квалификацииЕвропейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы) Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии, используемые в моей работе Информационнокоммуникацион-ная Здоровьесбе-регающая Разноуровневое обучение Игровая Групповая Проектная Проблемное обучение технология ?% ?% ?% ?% ?% ?% Развивающее обучение ?% Современные образовательные технологии Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько Современные образовательные технологии Творческих успехов и эффективной работы Современные образовательные технологии