Презентация на тему Суицид в подростковой среде (Пубертатный суицид)


Методическое объединение «Суицид в подростковой среде»(Пубертатный суицид) Цель: Цель: Формирование представления о существовании проблемы подросткового суицида и выработка мер профилактики и предупреждения подросткового суицида. Что стоит за игрой «Синий кит» Суицид – геройство или слабость?..... «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно» (Иосиф Бродский) Суицид – это… …умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл. Печальная статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними.На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов.В последние годы частота самоубийств среди 14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч.Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев.Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. Факторы суицидального риска Врожденные Индивидуально-психологические Наследственные психологические, нервно-психические заболеванияТяжелые эндогенные заболеванияСлучаи самоубийств у близких родственниках Высокая тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, замкнутость, депрессия, неадекватная самооценка, недовольство внешностью, способностями Приобретенные В семье В учебном заведении В сфере общения В сфере досуга Деструктивное воспитание (наркомания, алкоголизация, правонарушения)Неполные семьи. Смерть родного человека. Отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье Неуспехи в учебеКонфликты с педагогами, кл. руководителями, администрацией, одногруппникамиСтрах несоответствия ожиданию окружающих Неразделенная любовь, попадание под чужое влияние, насмешки, грубые слова Религиозные идеологии, секты, подражание кумирам, однообразная скучная жизнь, отсутствие интересов и увлечений Мотивы суицидального поведения детей и подростков: 1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.5. Боязнь позора, насмешек или унижения.6. Страх наказания.7. Любовные неудачи, беременность.8. Чувство мести, злобы, протеста.9. Желание привлечь к себе внимание.10. Чувство безнадежности.11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые.12. Желание наказать обидчика.13. Депрессивные состояния. Причины суицидального поведения детей и подростков 1. Нарушение детско-родительских отношений.Нет близости, взаимопонимания.2. Конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)3. Прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).4. Несчастная любовь, одиночество.5.Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер). Пример: Игорь Сорин солист гр. «Иванушки».6. Потеря смысла жизни – нет интереса. Признаки суицида: 1. Словесные признаки: - прямо говорит о смерти( я не могу так дальше жить); - часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности; - шутит на тему самоубийства; - косвенно намекает о свих намерениях (я больше не буду для вас проблемой);- много шутит на тему самоубийства;-проявляет нездоровую заинтересованность вопросами о смерти. 2. Поведенческие признаки:- раздавать другим вещи, имеющие большую личностную значимость;- Окончательно приводить в порядок дела;- мириться с давними врагами;- демонстрировать радикальные перемены в поведении (еда,сон, внешний вид, привычки);- замкнуться от семьи и друзей;- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; Признаки суицида: Признаки суицида: 3. Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если:- социально изолирован;-живет в нестабильном окружении;- ощущает себя жертвой насилия – физического.сексуального или эмоционального;- предпринимал раньше попытки суицида;- перенес тяжелую потерю – смерть кого-то из близких, развод родителей;- слишком критически настроен по отношению к себе. Типы суицидального поведения Демонстративное поведение В основе - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Цель- напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Способы суицидального поведения -порезы вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображение повешения. Типы суицидального поведения Аффективное суицидальное поведение В основе – как правило, яркие негативные эмоции- обида, гнев, перенесенные подростком. Действия импульсивные, не имеющие четкого плана. Цель- затмить реальное восприятие действительности.Способы суицидального поведения - попытки повешения, отравления токсичными и сильнодействующими препаратами. Типы суицидального поведения Истинное суицидальное поведение В основе –продуманный план действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия, оставляет записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых прощается со всеми и объясняет причины своих действий. Способы суицидального поведения - повешение или спрыгивание с высоты. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Рекомендации для взрослых: За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.Многое, из того что нам взрослым кажется пустяком, для подростка – это глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель не допустить у подростка мысли о том, что выхода из сложных ситуаций нет.Нужно сформировать мысли о том, что жизнь дается один раз и нужно ее любить, как бы трудно не было. Рекомендации специалиста Из всего вышесказанного следуетглавный вывод: для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимо две составляющие: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому. Педагог – психолог «ОНТ»: Шалаева Л.А.