К. Брюллов. Последний день Помпеи


Помпея была маленьким заштатным городком, но по всей Италии эта местность славилась своим мягким климатом, целебным воздухом и живописной природой. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Скоро заурядное поселение, где занимались виноделием и изготовлением знаменитых по всей стране соусов, превратилось в сказочное царство мрамора и бронзы. Патриции хотели жить с комфортом – появился водопровод, амфитеатр, театр драмы, бани, монументальные храмы и памятники, которые могли спорить со столичными. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки.  Наступило 24 августа 79 года. Начавшись в полдень с чудовищного, оглушительного грохота, катастрофа нарастала с каждой минутой. Из кратера Везувия ударил громадный столб огня, пепла и камней, вес, которых достигал шести килограммов. Дома рушились на головы обезумивших людей. Пепел в несколько метров толщиной покрывал зрелище страшных страданий.  Кое-как одетые, объятые неописуемым ужасом, жители города бросаются вон из своих домов, а в небе бичи молний полосуют тучи. Сверху на город низвергаются камни и пепел из кратера вулкана, земля под ногами колеблется и дрожит… Несчастные жители бегут из города, надеясь на спасение за городскими воротами… Но вдруг раздается еще более оглушительный грохот. Молния раскалывает небо, и люди в ужасе замерли, глядят на страшные небеса, откуда кроме гибели они уже ничего не ждут…  Вспышка молнии выхватывает из тьмы мраморные статуи.Они наклонились, вот-вот рухнут… В дикой злобе необузданная стихия обрушилась на Помпею и ее обитателей, угрожая погубить их.  При раскопках Помпей было найдено от 1000 до 1500 трупов. Поскольку самые ранние раскопки были плохо задокументированы, эта цифра не является конкретной. Если при этом добавить «неучтенные тела», а также те, которые еще не были раскопаны, то число предполагаемых жертв возрастает примерно до 2500. Когда итальянский археолог Джузеппе Фиорелли взял под свой контроль раскопки в Помпеях в 1863 году, он заметил, что регулярно встречаются пустоты в слоях вулканического пепла. Размер и форма этих пустот соответствовали размеру и форме человеческих тел. Именно тогда он понял, что эти пустоты являются результатом наличия человеческих тел, которые разложились в слое пепла и вулканического материала. Фиорелли к 1870 году разработал метод, который позволил ему восстановить форму мертвых тел путем введения гипса в эти полости в окаменелом пепле. Позднее этот метод был улучшен благодаря использованию прозрачного стекловолокна вместо гипса. Сегодня сотни муляжей можно увидеть как на развалинах Помпей, так и в Археологическом музее Неаполя.           Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Даже сейчас у современного человека слово "гибель" тут же ассоциативно потребует слова "Помпеи", а фраза:" У меня вчера была просто гибель Помпеи" понятна и укажет на масштаб неприятностей.Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. всемирно известный шотландский писатель Сейчас картина «Последний день Помпеи»находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр. Художник особо заботился о исторической достоверности в своей картине. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует нынешним археологам». На месте, изображенном на картине, действительно были найдены ожерелья, кольца, серьги, браслеты, обугленные остатки колесницы.  До Брюллова в произведениях живописи главным действующим лицом был герой, совершающий свой высокий поступок в присутствии других персонажей. В основе картины Брюллова, напротив, – переживание исторического события многими людьми. Две темы переплетаются в произведении: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования.  Первая тема - тема гибели, разрушения -воплощена в тревожном, огненном колорите картины, в шатающихся стенах зданий, низвергающихся статуях, в сбесившихся от ужаса конях. Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника – изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Жених уносит бесчувственную, потерявшую сознание невесту. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя. Она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной смерти сына.А сын уговаривает ее, упавшую наземь, собратьостатки сил и попытаться спастись. Отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Прекрасна фигура погибшей женщины, распростертой на мостовой. Ее неподвижность резко контрастирует с бегущими людьми.  Ребенок женщины испуган, не понимает, что случилось. Он напрасно тянет свою ручку к матери, просит о защите. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним страшную картину.  Художник правдиво показывает нам страшную трагедию. Поэтому мы видим не только тех людей, которые полны самопожертвования, стараясь спасти близких. Вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор,не желая никому помочь. А вот жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.  И все же великий Брюллов своим произведением говорит нам, что тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования - главная тема в жизни. А теперь вглядитесь в лица людей, стоящих на пороге страшной смерти, посмотрите на их глаза, полных ужаса и мольбы спасения. Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется - с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,Толпами, стар и млад, бежит из града вон. В 1834 году состоялась "презентация" картины  в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки:"Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!