Искусство символизма. Художественные принципы символизма


Искусство символизма Художественные принципы символизма Символизм - художественное направление конца 19 - начала 20 веков.(1886)В основе искусства символизма лежала идея двойственности мира.Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное.Художник должен уметь «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений.Художник должен выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым. « Ключевым» словом эстетики символизма было философское понятие «символ» - (Simbolisme - греч.Symbolon – знак), которое трактовалось как «связь между двумя мирами»Искусство символизма тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений, оперирует художественными метафорами и аллегориями. Аллегория - (греческое allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа . Религия,  любовь,  справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень,  зима,  смерть  и  т.  д. изображаются и представляются,  как  живые  существа . « Аллегория превращает явление в понятие и понятие в образ……Символ превращает явление в идею и идею в образ »Аллегорию можно без труда объяснить словами(герои и образы басенного творчества Крылова служат выражением абстрактных понятий добра и зла, ума и глупости).Символ чаще приходится угадывать, опираясь на собственные интуиции и ощущения. Язык символов такой же древний, как и само искусство. Символичны пирамиды и храмы Древнего Египта, мифы и легенды Античности, библейские сюжеты. Каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Он порывался стать жизненно творческим методом. Пытался найти верный сплав жизни и творчества. Мастера живописи символизма Живопись символизма представлена такими именами, Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон(Франция), Микалоюс Чюрленис( Литва ), Михаил Врубель и Виктор Борисов – Мусатов (Россия).Неисчерпаемы темы их творчества: жизнь и смерть, хаос и космос, добро и зло, возвышенное и низменное. Сюжеты черпались в античной и библейской мифологии, средневековых легендах и фольклоре. Мир грез и сновидений, сокровенные загадки и тайны человеческой психики. Пюви де Шаванн(1824-1898) 1.Разрабатывал стилизованные античные мотивы. 2. Герои картин существуют вне исторического времени и пространства, они погружены в мир собственных мыслей и переживаний.3. Колорит приглушенный, плавность ритмических линий, декоративность композиции. Тона бледные, холодные.4.Возродил искусство монументальной фресковой живописи мастеров эпохи Возрождения.5. Полотна предназначались для украшения стен.6. Вдохновение для своего творчества черпал в мире человеческих эмоций Пюви де Шаванн…… Произведение искусства берет свое начало в некой смутной эмоции, в которой оно пребывает….Я уясняю себе мысль, погребенную в этой эмоции, пока эта мысль ясно и как можно более отчетливо не предстанет перед моими глазами. Тогда я ищу образ, который точно передавал бы ее…. Это и есть символизм, если хотите. Гюстав Моро (1826-1898) 1. Любит яркость и богатство материального мира.2. Он художник – «ювелир», в его картинах краски переливаются и мерцают как драгоценные камни.3. Воспроизводит в картинах загадочный мир сильных человеческих эмоций, феерических зрелищ, часто несущих зловещий, роковой смысл4. Герои картин - женские образы античной и библейской мифологии, несущие в себе красоту и порок.5.Фантастические пейзажи, экзотические растения и животные.6. Полное безмолвие и оцепенение « В картинах Моро…. был страстный, колдовской шарм. Они именно околдовывали, пробирали до мозга костей. И вы застывали в изумлении, задумчивости, замешательстве под впечатлением искусства, в котором живописец вышел за пределы возможного….» Ш.Гюисманс Одилон Редон (1840-1916) 1. Создавал тревожные образы-символы, порожденные ужасом сновидений2. Придавал в картинах иллюзию жизни самым нереальным созданиям Микалоюс Чюрленис(1875-1911) 1. Черпал сюжеты из литовского фольклора, античной мифологии, древнеиндейской философии.2. Передавал эмоциональное состояние человеческой души.3. Стремился выразить мир звуками, красками и ритмами.4. Музыка, живопись и поэзия слиты воедино. Михаил Врубель(1856-1910) 1. Сюжеты картин откровенно фантастичны, наполнены таинственными грезами, смутными видениями и предчувствиями2. Реальность, мечта и фантазия переплетаются в картинах самым невероятным образом.3.Выводил художественный образ из-под власти бытовой реальности ради создания символа, вбирающего в себя большие человеческие чувства.4. Наделял способностью чувствовать «мертвую природу».5. Особенная живописная манера письма Портрет Н. Забелы - Врубель Девочка на фонеперсидского ковра Портрет Саввы Мамонтова(1897) ГТГ, Москва Гадалка(1895) Демон сидящий(1890) 213 Х 115ГТГ, Москва Голова Демона срезана верхним краем холста. Художник не умещался в плоскости и надшивал холст, но впоследствии предоставил Демону полную свободу Контрасты. Холодный Лиловый цвет борется с оранжево – золотистым. И побеждает Руки. С одной стороныкрасота, ум, величие, мощь, а с другой бессилие,беспомощность, тоска. Тело. Манера письма Врубелябыла новаторской. Цветы. Художник смело расчленяет единуюформу на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусноограненных драгоценных камней Царевна - Лебедь (1900), ГТГ, Москва 94 Х 142 Горящие оранжевые окнаявляются элементами театральногозадника Пышный декоративный кокошникПерекочевал на полотно с головыН.Забелы, исполняющей эту роль В постановке оперы Римского - Корсакова Оперение показывает насколько виртуозно владел Врубель кистью Реалистические детали и есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты 1899 год. 106 Х 124Государственная Третьяковская галерея.Москва ПАН Пан написан на фонетипичного русскогопейзажа Лицо пана обладает странной притягательностью Свирель перекочевалаиз греческой мифологии иявляется атрибутом Пана – он выступает судьёй в пастушеских состязаниях в игре на свирели Полурог луны заполняетпространство картиныфантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества Снегурочка Богатырь К ночи (1900) Сирень(1900) 177 Х 160 ГТГ, Москва Лицо девушки как бы полустерто.Свою героиню Врубель называл Наташей (связывал свой мир с пушкинским миром природы). По его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Одежда девушки написана тёмным пятном. Персонаж словно «проявляется» из растительного царства. Лиловый и сиреневый – доминантные тона картины.но внутри основных цветов краски сияют и переливаются Масса зелени выдвигает нам навстречу цветы сирени – от этого возникает ощущение словно «дышащей» картины Какие образы – символы особенно характерны для творчества М. Врубеля? Виктор Борисов - Мусатов(1870-1905) 1. Не стремился к воспроизведению реальной жизни.2. Уводил зрителя в мир старинных полуразрушенных усадеб, тенистых аллей парков, заросших водоемов.3. Старался выразить идею гармонии.4. Рисовал картины-грезы, грусть женских образов-теней5. Картины бессюжетны, что дает возможность домыслить сюжет.6. Необычна техника письма. Напоминает переплетение старинных гобеленов. Попробуйте определить, кому из художников принадлежат эти картины. По каким творческим принципам можно установить принадлежность данных картин авторам?