Презентация по психологии на тему Развиваем память, мышление, внимание


Подготовила педагог-психолог МБОУ Глинковская СОШКовалева Зоя Егоровна Развиваем память, внимание, мышление Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. В начале обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Очень помогают в такой работе игры. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли. ЧТО ИСЧЕЗЛО?На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. ХУДОЖНИКРебенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. Хорошее настроение Долгая болезнь Веселый праздник наводнение школа ожидание ПЕРЕСКАЗ Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие).Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ КТО ЧТО ЛЮБИТ?Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить". НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМРебенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ... КЛАССИФИКАЦИЯРебенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ(развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков). Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя.Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВОПрочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». ОТВЕЧАЙ БЫСТРОВзрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета.Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму). ГОВОРИ НАОБОРОТПредложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯВНИМАНИЕ - сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым.Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. НАЙДИ ОТЛИЧИЯПредлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия. ЧТО НАПУТАЛ ХУДОЖНИКПредлагается карточка с изображением картинки, на которой художник нарисовал путаницу. Ребенок должен найти, что нарисовано неправильно. ЛАБИРИНТПройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом ДОРИСУЙРебенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька. ПУТАНИЦАРебёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и другое. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения. Не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе. http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625a3bc68a5c53b89521316c27_0.html ИСТОЧНИКИ http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/razvivaem-pamyat-vnimanie-i-myshlenie-rebyonka http://images.yandex.ru/yandsearch?source http://www.sch2034.ru/documents/do/razvivatm_pamyat_vnimanie_mishlenie.pdf