Презентация для турнира знатоков.


7 классСоставила учитель русского языка: Лещинская М.В.Турнир знатоков«Русский язык- путь к знаниям», мероприятие посвященное Дню русского языка. Повторим:Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом(т.е.поучительным), приноравливаемое к разным случаям жизни.Поговорка- краткое , преимущественно образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы законченного суждения.
Закончите пословицы. Определите, сколько видов орфограмм встретилось в словах пословиц.1Летом день длинный, а зимой - __________________.2Маленькое дело лучше ___________________безделья.3Чёрная земля _____ ______________рук не любит.4Хорошие слова, да ____________________дела.5Век долгий, да час _____ ____________________.6Умная голова сто голов кормит, а _________________ и себя не прокормит.7Корень учения горький, да плод его ________________.8Хорошая книга, да ___________________________ чтец.9Хорошая слава в лукошке лежит, а ________________ по дорожке бежит.10Хороша верёвка длинная, а речь _____ _____________. Проверим:летом день длинный, а зимой КОРОТКИЙмаленькое дело лучше БОЛЬШОГО бездельячерная земля БЕЛЫХ рук не любитхорошие слова, да ПЛОХИЕ делавек долгий, да час КАРОТКИЙумная голова сто голов кормит, а ТУПАЯ и себя не прокормиткорень ученья горький, да плод его СЛАДКИЙхорошая книга, да ПЛОХОЙ чтецхорошая слава в лукошке лежит, а ПЛОХАЯ по дорожке бежитхорошая веревка длинная, а речь КОРОТКАЯ Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл. Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.- А как она учила?- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.- Каких?- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Игра «Закончи пословицу». -  Труд человека кормит, а лень портит- Кто много говорит, тот мало делает- Повторенье – мать ученья- Тот никогда не ошибается,кто ничего не делает- Не спеши языком, торопись делом




Сделал дело, гуляй смело Куй железо, пока горячо Лучше горькая правда, чем сладкая ложьМелет до вечера, а слушать нечего Не все то золото, что блестит. Делу- время,потехе час.





Игра «Назовипословицу» Вы должны восстановить пословицу по словам.- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)- Руки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)- Труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неученье – тьма).



Закончите предложение пословицей« Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).« Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…(  «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)

Отгадайте загадки-пословицы Какие недостатки человеческого характераподвергаются критике в них?Язык без костей: что хочет, то и лопочет»(болтливость) « Ел да устал, спал да намаялся».  (лень) « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие) « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)