Материалы для январских педагогических чтений


Январские педагогические чтения Гуманная педагогика – педагогика будущего Изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества. Эти причины и мотивы побуждили, – приверженцев гуманной педагогики, –руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня, людей разных национальностей и вероисповеданий, представителей разных стран, учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей, представителей науки, –провозгласить «Манифест гуманной педагогики». Если в мире образования что-либо делается не из любви к детям, чуткой к ним заботливости, всё будет ложью, порождающей зло, всё будет от лукавого.Вот и происходят беды. Никогда не было такого страшного количества детей-бомжей, детей беспризорных, детей брошенных, детей правонарушителей, – а теперь есть. Никогда не было такого ужасающего количества детских суицидов, агрессии взрослых против детей, – а теперь есть. Никогда не было столько наркоманов, курящих, алкоголиков среди детей и молодёжи, – а теперь есть. Никогда не допускалась к детям порнография, и не было такого разгула детской проституции, – а теперь есть. Никогда не было подпольного бизнеса торговли детьми, – а теперь есть. Никогда не было молодёжного фашизма, не разжигалась национальная и религиозная вражда среди молодёжи, – а теперь это делается. Общество и средства массовой информации беспощадно загрязняют речь детей сквернословием, ругательством, грубостью, хамством, раздражительностью, неуважением. Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа. С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили преверженцы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия). 17 июля 2011 года есть день провозглашения «Манифеста гуманной педагогики». ВоззваниеМы, – соавторы «Манифеста гуманной педагогики»,– обращаемся к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения, обращаемся к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования,к каждому родителю,к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей,к каждому школьнику,ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.Предлагаем «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку. Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,– развивался духовно и нравственно,– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага, – учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества. Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Ш. А. Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси.Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952. году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии[3]. Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария), Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах, Ректор Академии педагогического искусства и социализации. В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили. Руководитель издательского дома «Шалвы Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов) Его педагогические идеи.Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Основные установкиЗаконы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».Основные методические подходыВсе обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.