Презентация по физическому воспитанию дошкольников на тему Физическая культура как инструмент формирования готовности ребенка к школе


Значение занятий по физической культуре в формировании готовности ребенка к обучению в школе Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении. Ж-Ж. Руссо На формирование и развитие каких познавательных процессов влияет физическая культура? познавательные процессы, на которые влияют Физические упражненияСледовательно влияют на интеллектуальную готовность ребенка к школе Связь физкультуры с подготовкой к школеВыполнение словесных указанийСоблюдение правил игрыГотовность и умение преодолевать трудностиУмение регулировать свое поведениеНавыки самостоятельностиБыстрый темп работыПравила поведенияОценка выполненной работыОрганизованностьЭмоционально-волевая сфера Связь физкультуры и развития мелкой моторикиИспользование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения Связь физкультуры и развития мелкой моторикиУ детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другойВыработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и т.пВыработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу. Для развития мелкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаряВ зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов. Пальчиковая гимнастика для подготовки к школеОбе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем, на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем. Стиль взаимодействия воспитателя с детьми во время занятий по фк Влияет ли стиль взаимодействия воспитателя с детьми, во время физкультуры, на продуктивность занятий? От отношения взрослых, а особенно воспитателя к физкультуре и здоровому образу жизни будет зависеть отношение к ним детей. 4 типа воспитания {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы воспитанияОписаниеАвторитетный (демократический)Воспитатель осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие  - обсуждать. Либеральный Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. АвторитарныйКатегоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.Индифферентный (попустительский)Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. Стили взаимодействия воспитателя с детьми во время физкультурных занятий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВовлеченныйВоспитатель принимает участие практически во всех упражнениях, подбадривает детей, оказывает помощь воспитателю по физкультуре с организацией спортивного зала (установка/раздача инвентаря), страхует детей и т.п.АвторитарныйВоспитатель присутствует на занятиях, внимательно следит за выполнением упражнений детьми, фиксирует их, обращает внимание на допускаемые детьми ошибки, при этом, делая громкие замечания. Стремится скорее исправить неточности.Аналитик Воспитатель присутствует на занятиях, сидя на скамейке, молча наблюдая за происходящим и фиксируя себе отдельные моменты.Уклоняющийся Воспитатель полностью отсутствует на физкультурном занятии Только воспитатель может знать какому ребенку на данном этапе его жизни или развития наиболее важно и необходимо исполнение специальной роли или задачи в конкретной игре. Упражнения для перераспределения мышечного тонуса и обучению релаксации«Стираем белье» – дети выполняют интенсивные движения руками, имитируя процесс стирки брюк. Инструкция: Дети совершают плавные, широкие движения руками изображая полоскание брюк в проточной воде. После чего брюки необходимо выжать, встряхнуть и развесить. Упражнения для перераспределения мышечного тонуса и обучению релаксацииИнструкция:«Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка». Упражнения для перераспределения мышечного тонуса и обучению релаксацииИнструкция:«Изобразите движение в невесомости – прямое и попятное; движение по горячему песку при палящем солнце; перетягивание каната; движение по каменистой тропинке; по топкому болоту; по мху; по сугробам сквозь метель; изобразить отдых в высокой луговой траве, испытать наслаждение от легкого дуновения ветра». Выводы:Занятия физической культурой оказывают влияние на подготовку ребенка к школеТолько с помощью физических упражнений возможно развитие межполушарного взаимодействияФизические упражнения необходимы для обучения детей управлению мышечным тонусом и овладения навыками релаксации Формы взаимодействия инструктора по фК с воспитателями групп 1. Тетради взаимодействия воспитателя по физической культуре с воспитателями группПерспективное планирование разучивания подвижных игр на текущий период;Перспективное планирование видов и типов ОВД для их закрепления во время прогулки, в свободное время;Требования и рекомендации по организации подготовке и проведению турниров и соревнований (старший возраст);Рекомендации и указания в сфере индивидуальной работы с детьми с целью совершенствования и закрепления ОВД, а так же разучивания новых ОВД с детьми, пропускающими занятия. Семинары-практикумы, направленные на расширение методической базы и практических знаний воспитателей групп в образовательной области «Физическая культура»Организация консультаций с воспитателями по проблемным вопросам, связанных с укреплением и сохранением физического здоровья детей.Контроль и совместная организация ежедневной утренней гимнастики.Разработка и проведение физкультурных праздников, досугов, Дней Здоровья.Контроль и совместная организация использования физкультурного уголка в групповой комнате для закрепления пройденного материала на занятиях по физической культуре. Гарантированное обеспечение доступности спортивного инвентаря детям в любое свободное время для их самостоятельной деятельности. Применение способов привлечения внимания детей к спортивному уголку. Взаимодействие с родителями детей через воспитателей групп. Совместная организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.Разработка и оформление специализированных методических материалов, посвященных тематическим неделям в детском саду (Неделя игры и игрушки, Неделя Зимних игр и забав, Неделя ПДД и пр.)Оформление папок здоровья детей в группах;Обновление методических материалов на сайте, на стендах, в папках передвижках. Каковы Функции воспитателя группы на занятии по физической культуре? Вводная и заключительная частиСоздание эмоционального настроя детей, создание комфортаУчить детей слушать, слышать и выполнять заданные инструкции Рефлексия проведённого занятияМалоподвижная игра:Введение в игровую ситуациюНапоминание правил игрыИндивидуальный подходКонтроль за качествомВоспитатель - помощник детей, роль партнераПоддержание эмоционального комфорта Комплекс ОРУСоздание ситуации «выбора» спортивного инвентаряКонтроль качества выполнения упражнений, страховка Изучение, закрепление, совершенствование основных видов движенийПомощь в раздаче спортивного инвентаряКонтроль за соблюдением правил, качеством движений, помощь в выполнении упражнений, оценка Создание проблемных ситуацийПобуждение к рефлексии Подвижная играПодготовка оборудованияНапоминание правил игры, особенности их выполненияСоблюдение правил ТБСохранение положительного эмоционального настрояИндивидуальных подход Разучивание и закрепление комплексов утренней гимнастики, подвижных игр и ОВД, что способствует более эффективному взаимодействию воспитателя по физкультуре с детьми во время НОД на занятии. Контроль, организация и помощь при выполнении качества выполнения детьми упражнений, в зависимости от поставленных целей на каждом занятии.Исключение создания травмоопасных ситуаций на занятии (страховка во время выполнения опасных упражнений, расширение поля зрения во время подвижных игр, бега и пр.)Педагогически целесообразное использование индивидуально-личностных характеристик детей на физкультурном занятии, выявленных из опыта работы воспитателя группы.Оптимизация времени затрачиваемого на непосредственно практическую работу по достижению целей, сохранению моторной плотности занятия («взаимоподхват») С точки зрения организации занятий по физической культуре, присутствие и активная вовлеченность в педагогический процесс, знание методических основ и нарастающий практический опыт воспитателя неоспоримо важны для достижения поставленных программных целей и эффективности проведения каждого этапа занятия. Так же, в связи с введением ФГОС, все чаще классические упражнения и подвижные игры трансформируются и представляют собой двигательную деятельность, решающую вопросы нескольких образовательных областей. Поэтому, взаимодействие воспитателей групп и воспитателя по физкультуре является НЕОТЪЕМЛИМОЙ частью комплексного подхода к обучению, развитию и воспитанию дошкольника. Выводы: