презентация: Психология готовности ребенка к школе


Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю». Е.О. Смирнова ВНИМАНИЕ К семи годам ребёнок должен:Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.Находить 10 отличий между предметами.Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.Копировать в точности узор или движение.Уметь находить одинаковые предметы. ПАМЯТЬ К семи годам ребёнок должен:Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось. МЫШЛЕНИЕ К семи годам ребёнок должен:Объединять предметы в группы по определённым признакам.Находить закономерность в построении ряда предметов.Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.Решать логические задачи.Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними. ВОСПРИЯТИЕ К семи годам ребёнок должен:Различать цвет и форму предмета.По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону).Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы). ВООБРАЖЕНИЕ Воображение развивается и формируется в течение всей жизни.Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним.Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий. МЕЛКАЯ МОТОРИКА К семи годам ребёнок должен:Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Говоря о психологической готовности важно отметить отношение ребенка ко сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности. Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Что следует знать родителям !!!Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе. Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? « После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, предварительно проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности. Сделайте общий вывод об отношении ребенка к школе и его новой социальной позиции школьника.