Презентация мастер-класса для педагогов дополнительного образования по лепке из соленого теста.


Презентация мастер-класса для педагогов: лепка из соленого теста объемной игрушки «Крокодил»-Цель-План мастер-классаВступление2.Теоретическая часть2.1 Технологическая часть2.2 Методическая часть3.Практическая часть4.Обсуждение мастер-класса-Информационная справка-План мастер-класса1.Задачи2.Ход мастер-класса Цель: передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через изготовление объемной игрушки из соленого теста «крокодил».- популяризация традиционных и современных направлений декоративно- прикладного творчества.-создание условий для профессионального общения.-внедрение новых технологических приемов (использование ножниц)на примере изготовления игрушки из соленого теста «крокодил». План мастер-класса: Вступление:Знакомство слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратким содержанием. Проведение регистрации участников. Рассказ об истории возникновения искусства скульптуры.Теоретическая часть.Технологическая часть:-выставка работ педагога и детей, комментарии в ходе обзора.-ознакомление педагогов с оборудованием, инструментами, материалами.-показ слушателям основных технологических приемов изготовления изделия. Методическая часть.-использование данной технологии с учащимися начальных классов, с учетом требования по ТБ.-групповое проведение занятия.-возможность преподавания данной технологии в учреждениях дополнительного образования детей, не оснащенных специальным оборудованием.-доступность материалов и инструментов, соответствие их санитарным нормам.-в среднем занятие занимает 40-45 минут, изделие готово в ходе одного занятия, но требует длительной просушки. Практическая часть.Педагоги под руководством педагога-мастера из заранее подготовленных материалов выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер-класса. Инструменты и материалы предоставляются. Итогом выполнения практической части является готовое изделие-игрушка-крокодил, которое ставится на просушку. Во время мастер-класса у педагога-прикладника есть возможность «почувствовать» материал, собственноручно выполнить технологические приемы, прежде чем предложить работу ученикам. Обсуждение мастер-класса: вопросы к педагогу, рекомендация литературы. Информационная справкаМастер-класс «Изготовление объемной игрушки-крокодила».Провела педагог дополнительного образованияМалинина Татьяна ВикторовнаВремя проведения: 22 января 2014 года 13.00Место проведения: Центр Внешкольной Работы «Ровесник»Структурное подразделение «Спутник» г. Заволжье Пушкина-6 План мастер-класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта в сфере педагогической деятельности через изготовление объемной игрушки из соленого теста «Крокодил».Задачи: знакомство педагогов с приемами изготовления объемных игрушек из соленого теста, знакомство с нетрадиционными инструментами в работе с соленым тестом.   Ход мастер-класса:Организационный момент. Предлагаю участникам зарегистрироваться. Знакомлю слушателей с темой предстоящего занятия. Предлагаю посмотреть выставку, комментирую по ходу обзора.Подготовительный этап. Предлагаю рассказ о лепке из теста.Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.На протяжении десятка лет я руковожу кружком “Лепка ”. Каждый год работы детей участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, получаем грамоты, призы. Лепка из теста – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.  Существуют основные способы лепки: -Конструктивный-Скульптурный (пластический)-Комбинированный.Есть два вида лепки: предметная и сюжетная.Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие. В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечки не меняли цвета, считались особенно привлекательными.На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении. Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки лепки из соленого теста, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки. Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками». На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Это стеки, палочки, формочки. Но для того, чтобы изделие стало еще более красивым и правдиво выглядело, можно использовать и нетрадиционные инструменты. В частности, сегодня предлагаю попробовать такой инструмент, как ножницы.Что мы будем лепить? Самая любимая для детей тема лепки-лепка животных. Лепим мишек, мышек, зайцев и другое. Но особенно таинственным кажется детям мир рептилий. Когда вот такой крокодильчик выходит из-под детских рук-нет пределу восторга. Обращаю ваше внимание на то, что гребень крокодила сделан с помощью ножниц.  Основной этап. Знакомлю педагогов с материалами и инструментами, необходимыми для проведения мастер-класса.На столах разложены подкладные доски по числу участников, куски готового соленого теста, стеки, палочки, ножницы, баночки с водой.Рассказываю о поэтапном изготовлении игрушки. Сначала скатываем шар, из него толстую колбаску, которую делим на 3 части.: разламываем на 2 большие, затем одну часть еще на 2. Большую оставляем- а маленькие убираем в пакет, чтобы не пересохли.Из большого куска скатываем шар, из него делаем колбаску в форме моркови, кладем на доску. Из маленького куска скатывем шар, формируем голову, приклеиваем к туловищу с помощью воды. Оставшийся маленький кусок делим на 4 одинаковых кусочка, и не забудем оставить совсем маленький кусочек на глаза. Лепим лапы: шар, колбаска, сплющить, приклеить с помощью воды к туловищу. 2 маленьких шарика-глаза клеим на голову. маленьких шарика-глаза клеим на голову.Далее с помощью пальцев начиная от головы прищипываем гребень на спине крокодила. У головы он высокий, а ближе к хвосту делается меньше и тоньше.Когда гребень готов- берем в руки ножницы, и делаем множественные разрезы под углом в 45 градусов от головы и до хвоста.Пришло время декоративного рисунка на коже крокодила. Рисуем стекой клетки на боках, морде, лапах, хвосте крокодила, прорисовываем пасть, когти.Контрольный этап. Спрашиваю о затруднениях в ходе выполнения работы, просматриваю выполненные работы, анализирую и корректирую ошибки.Рефлексивный этап. Предлагаю педагогам оценить собственную деятельность, возможность применения данной технологии на своих занятиях, благодарю за сотрудничество.     Теоретическая часть: выставка детских работ с комментариями педагога, материалы, инструменты и приспособления для работы, показ слушателям основных технологических приемов на заготовке. Практическая часть: изготовление игрушки из соленого теста, украшение ее с помощью различных приемов и инструментов.Ответы на вопросы педагогов: обсуждение темы, обмен опытом.Мини-выставка работ Малининой Т.В. и ее учеников творческого объединения «Лепка» На мастер-классе присутствовало 10 человек.