Исследование. Сравнительный анализ поэмы Демон М.Лермонтова и картин Врубеля.


Лазарева В.А.,заслуженный учитель Р.Ф. Содружество поэта и художника «Демон» М.Ю. Лермонтоваи Демон М.А. ВрубеляПрезентация к уроку литературы 9 класса(к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)Г. Балаково. 2015 Цель экскурсии: 1.Познакомить с М. Лермонтовым и М.Врубелем времени работы над поэмой и картинами2.Показать, что картины М. Врубеля по-своему освещают другие грани лермонтовского «Демона» Маршрут экскурсий:1зал- Общий. (Кадры 4-9)2зал- Наш музей (Залы 1-8)3зал- Поэма М.Лермонтова «Демон» и рисунки, картины М.Врубеля равновелики Первый зал-общий: содружество муз Можно привести немало примеров содружества литературы и других видов искусства: Пушкин – И.Я. Билибин – П.И. Чайковский, М.Ю. Лермонтов – М. Врубель – А. Рубинштейн, Н.В. Гоголь – П.М.Боклевский – Р.К. Щедрин. Хотим познакомить с поразительной духовной и творческой взаимосвязью двух великих русских гениев XIX века : поэтом М. Лермонтовым и художником М. Врубелем. Одной из центральных тем их творчества стала тема Демона. Врубелевские картины и рисунки размещены в разных музеях, а мы бы хотели создать музей «Демониада» М. Лермонтова и М. Врубеля»М.Лермонтов-М.Врубель-ДемонНаш музей Странное совпадение: 1856 год- первое издание поэмы « Демон», и это же год рождения М. Врубеля, словно Демон у колыбели художника. Нельзя не заметить духовное родство поэта и художника: глубокая внутренняя структура, напряженные поиски особого пути, высокая одухотворённость, ощущение своей избранности, поиски своего «Демона». Духовное родство Лермонтов в 15 лет начал работать над поэмой и в течение 10 лет создал 9 вариантов её. М.Врубель к этой теме обратился в 90-ые годы и всю оставшуюся жизнь разрабатывал её. Известны различные варианты одной и той же картины, что говорит о трудности постижения «духа познанья и свободы». Варианты поэмы и картин Особенно приятно, что М. Лермонтов и М. Врубель имеют отношение к Саратову. Поэт побывал здесь в 1830 году на свадьбе дяди Афанасия Столыпина, а художник в детстве жил в Саратове два с половиной года, занимался живописью. В память об их пребывании в Саратове установлены мемориальные доски на здании краеведческого музея и художественного училища им.БоголюбоваМ. Лермонтов и М. Врубель в Саратове Роднит двух гениев и то, что Лермонтов хорошо рисовал. Если бы он посвятил свою жизнь живописи , то, по мнению многих, это был бы большой художник. Представляем репродукции картин Лермонтова. Рисунки Лермонтова Мы продолжаем экскурсию по нашему музею. Каждый зал – одна картина Врубеля, помогающая глубже понять поэму Лермонтова. Картины и рисунки к поэме столь значимы, что знакомиться с ними надо в отдельности .Рассмотрим эти картины. Врубелю не сразу было ясно, как выглядел Демон. Он понимал его внутреннее содержание, но внешний облик не вырисовывался. Тогда-то он и вылепил из глины голову Демона с глазами, полными печали, но это ещё не тот Демон, которого мы увидим позднее.«Демониада» – наш музейЗал №1.Пока не тот Демон К первым строфам поэмы Лермонтова художник создал картину «Демон сидящий». Считается, что это полотно адекватно содержанию поэмы. Полуобнажённая, крылатая, молодая, задумчивая фигура сидит, обняв колена и смотрит на цветущую поляну. Его Демон, как и лермонтовский, в этом состоянии печален, уныл и мрачен от того, что видит «даль грядущую, закрытую пред нами.» кажется, что врубелевский Демон знает больше лермонтовского, предполагая, что ничто не даёт надежды на счастье. Демон задумчив, но не озлоблен. Счастливый первенец творенья!Не знал ни злобы, ни сомненья,И не грозил уму егоВеков бесплодных ряд унылый…И много, много… И всегоПрипомнить не имел он силы!Зал №2.«Он был похож на вечер ясный» После проклятия Бога и изгнания отверженный пролетает над вершинами Кавказа. У Лермонтова Демон помещён в природную среду, поэтому Врубель, создавая картину «Демон летящий», имел это в виду. Без пейзажной среды образ Демона бледнеет, теряет романтическую направленность. Мы видим полёт мифического существа с обликом человека и крыльями птицы. Представляем различные варианты одной и той же картины Под ним Казбек, как грань алмаза,Снегами вечными сиял…И дик и чуден был вокругВесь божий мир… Зал №3.«Дух изгнанья» летел над грешною землей Вот один из них - «Пляска Тамары»Демон стоит на скале и смотрит на танцующую Тамару. Он словно в театре, но образ танцующей был бы неполным, если бы не был изображён на фоне величественной и неприступной природы Кавказа. Демон любуется Тамарой, и в нём рождаются мечты о прежнем счастье. Что это? Признак возрождения? Сомневаемся. И, глядя на Тамару,…вновь постигнул он святынюЛюбви, добра и красоты.Зал №4. «…в последний раз она плясала»В 1891 г. Вышло юбилейное издание сочинений М. Лермонтова с иллюстрациями в том числе и Врубеля. Смысл и дух лермонтовских произведений он не мог изменить, но это не избавляло художника от невольного отхода от поэта. Эти иллюстрации отнесены к наиболее совершенным произведениям Врубеля. Как известно, главный мотив поведения Демона в поэме является искренняя любовь, давшая ему надежду на возрождение, но вместе с тем автор сомневается в искренности своего героя, говоря: «умысел жестокий», «увы, злой дух торжествовал!». Серия картин Врубеля отражает этот сюжет: «Демон у стен монастыря», когда происходит мучительная борьба в душе героя. Он постигает тоску и волнения любви.Если на первой картине мы видим стену, которая как бы отгораживает Демона от важного решения, то на второй-борьба внутри. Врубель убирает стену, и мы уже видим борьбу внутри героя, что соответствует содержанию поэмы.Он хочет в страхе удалиться…Его крыло не шевелится!И чудо! Из померкших глазСлеза тяжелая катитсяЗал №5. «И чудо! Из померкших глазСлеза тяжелая катится» Особенно интересны варианты рисунков «Демон и Тамара», которым можно дать другое название «Люби меня». На лице врубелевской Тамары страсть и в то же время боязнь совращения, греха. Могучий Демон произносит свою нечеловеческую клятву:Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное-Люби меня!И будешь ты царицей мира,Подруга верная мояТамара не устояла: Одна рука ее отталкивает Демона, а другая тянется к объятьям.Рисунки не расходятся с сюжетом поэмы, но Демон-соблазнитель был чужд Врубелю, поэтому он здесь обрисован несколько поверхностно.Зал №6. «Над ней упрямо он сверкал, неотразимый, как кинжал» Последний рисунок из серии 1891 года- «Тамара в гробу»Поцелуй Демона-это смерть Тамары. На лице врубелевской Тамары выражение гордого сознания пережитого, и вопреки поэту в ней видна «Не смерти верная печать», а продолжающаяся жизнь мысли и чувства. Зал №7. «Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала» Одна из последних работ Врубеля к поэме – «Демон и ангел с душой Тамары» – это точное следование содержанию поэмы.К груди хранительной прижалась,Молитвой ужас заглуша ,Тамары грешная душа…Исчезни мрачный дух сомненьяЗал №8. «И рай открылся для любви» После большого перерыва Врубель пишет заключительную картину к последнему лермонтовскому варианту поэмы – «Демон поверженный». Лейтмотив поэмы во всех ее вариантах- грусть, тоска, разочарование, об этом писал сам Лермонтов. И проклял Демон побежденныйМечты безумные своиИ вновь остался он, надменный,Один, как прежде, во вселенной,Без упованья и любвиКаков же врубелевский поверженный Демон? Он изломан, неестественны руки и ноги, вокруг разбросаны перья от крыльев. Его утратившее былую мощь тело беспомощно, однако холодный взгляд огромных стеклянных глаз полон ненависти. В сущности, это не Демон и не ангел, а художественный образ-символ гордого человеческого духа.Зал №9.«И проклял Демон побежденный» Итак, вы увидели не только духовную близость Лермонтова и Врубеля, но и то, что Демон-главный образ всего их философского мира. Создавая свои произведения, Врубель понимал, что не имеет права свободно интерпретировать смысл и дух лермонтовского произведения. Но все же картины Врубеля-это не иллюстрации, а размышления на ту же тему. Демон Врубеля вовсе не идентичен лермонтовскому, что подтверждает и последняя картина: у Лермонтова Демон хоть и побежденный. но сохранивший гордое величие, а у Врубеля поверженный, несколько жалкий, но непримирившийся. И все же и у поэта, и у художника Демон-не дьявол, а олицетворение метаний человеческой души.Без М.Врубеля понять М.Лермонтова трудно Список использованной литературы:Гончарова Е. Картины русских художников: репродукции и описания.Издательство: Айрис-Пресс, 2013Дорофеев А. Михаил Врубель: Белый город, 2004Ефремова Л.А. , Громова Е.В. Коровин, Врубель, Кустодиев.Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2014 Коровин В.И. Творческий путь Лермонтов. М: 2010Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-ух томах.М: Правда, 1988