Презентация по дисциплинам химия и биология на тему Что едят растения и причем тут химия


Соколова М.Г., зам по УМР Чебаркульского профессионального техникума ЧТО ЕДЯТ РАСТЕНИЯ И ПРИ ЧЕМ ТУТ ХИМИЯ Еще повара древности славились своими кулинарными успехами. Столы королевских дворцов ломились от изысканных блюд. Люди с достатком становились разборчивыми в пище.Растения, казалось, были куда более неприхотливыми. И в знойной пустыне и в полярной тундре уживались травы и кустарники. Пусть чахлые, пусть жалкие, но уживались.Что-то было потребно для их развития. Но что? Это загадочное «что-то» ученые искали долгие годы. Ставили опыты. Обсуждали результаты. А ясности не было. ЧТО ЕДЯТ РАСТЕНИЯ И ПРИ ЧЕМ ТУТ ХИМИЯ Ее внес в середине прошлого века знаменитый немецкий химик Юстус Либих. Ему помог химический анализ. Самые разнообразные растения «разложил» ученый на отдельные химические элементы. Их поначалу оказалось не так-то много. Всего десять: углерод и водород, кислород и азот, кальций и калий, фосфор и сера, магний и железо. Но эта десятка заставляла бушевать зеленый океан на планете Земля.Отсюда следовал вывод: чтобы жить, растение каким-то образом должно усваивать, «поедать» названные элементы.Как именно? Где же находятся кладовые пищи растений?В почве, в воде, в воздухе. Но встречались удивительные вещи. На одних почвах растение бурно развивалось, цвело и давало плоды. На других - хирело, сохло и становилось блеклым уродцем. Потому что в почвах этих не хватало каких-нибудь элементов.Еще до Либиха знали люди и другое. Если даже на самой плодородной почве год за годом высевать одни и те же сельскохозяйственные культуры, то урожай становится всё хуже и хуже.Почва истощалась. Растения постепенно «съедали» все запасы необходимых химических элементов, содержащихся в ней.Надо было почву «подкармливать». Вводить в нее недостающие вещества, удобрения. Их применяли еще в седой древности. Применяли интуитивно, опираясь на опыт предков. Либих возвел использование удобрений в ранг науки. Так родилась агрохимия. Химия стала служанкой растениеводства. Перед ней возникла задача: научить людей правильно употреблять известные удобрения и изобретать новые.Сейчас используют десятки различных удобрений. И самые главные из них - калийные, азотные и фосфорные. Потому что именно калий, азот и фосфор - элементы, без которых не растет ни одно растение. Удобрения улучшают почвенное питание растений, улучшают свойства почвы. В результате повышается урожай.Удобрения делят на минеральные и органические.Минеральные удобрения содержат минеральные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Минеральные удобрения бывают азотистыми соединениями (селитра, мочевина), калийные (соли калия, зола), фосфатные и другие.Среди минеральных удобрений выделяют микроэлементы, которые необходимы растениям в очень маленьких количествах, однако их отсутствие не дает растению нормально расти и развиваться. К микроэлементам относится бор, медь, молибден, марганец и другие.Органические удобрения — это остатки живых организмов или продукты их жизнедеятельности. К органическим удобрениям относятся навоз, компост, перегной и торф. Задачи по химии удобрений 1.Основоположник агрохимии Ю. Либих писал о том, что великие цивилизации процветают и гибнут вместе со своей почвой: Рим выбрасывает в сточные трубы плодородие Сицилии. Обоснуйте это утверждение. Почему Сицилия, бывшая житница Рима, превратилась со временем в район с одними из самых бедных почв в мире? Решение задачи: Почвы Сицилии использовали для сельскохозяйственных целей в течение многих лет. В результате почва утратила свою плодородность, произошло истощение земли. Для предотвращения этого необходимо ежегодно вносить в почву удобрения.  2. Какие способы гидротехнической и лесотехнической мелиорации вам известны? Можно ли ограничиться только одной группой мелиоративных методов? Решение задачи: Гидротехническая мелиорация: оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, протиовооползневая.Лесотехническая мелиорация: противоэрозионная, полезащитная, пастбищезащитная.Ограничиться только одной группой методов нельзя, нужно использовать все методы. 3 Почему некоторые фосфорные удобрения (фосфоритная мука, преципитат, красный фосфор), внесенные в почву, сохраняют свои питательные свойства в течение нескольких лет, а калийные удобрения нужно вносить в почву ежегодно? Решение задачи: Фосфорные удобрения в большинстве своем малорастворимые вещества, следовательно, их растворение занимает долгий период. Калийные же удобрения — хорошо растворимые вещества, поэтому они быстро усваиваются почвой.  4. Комнатные растения можно поливать подкормкой из минеральных удобрений: в 1 л воды растворяют 2,5 г KNO3, 2,5 г КН2PO4 и 10 г Ca(NO3)2. Какова массовая доля (в %) каждого из компонентов в такой подкормке? Решение задачи: решение: ответ: 5.Водный раствор содержит 39,2 г фосфорной кислоты. Его нейтрализовали раствором, содержащим 37 г гидроксида кальция. Найдите массу полученного преципитата. Решение задачи Источники: http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st103.shtml http://davay5.com/z.php?r=o-s-gabrielyan_9_klass&glava=mineralnye-udobreniya