Совершенствование методического подхода к преподаванию информатики и ИКТ при изучении темы «Обработка числовой информации»


Совершенствование методического подхода к преподаванию информатики и ИКТ при изучении темы «Обработка числовой информации» с учетом подготовки к сдаче ЕГЭ на основе технологии личностно-ориентированного подхода Макарова Наталия Анатольевнаучитель информатики МОУ Сосновская СОШ №2п Сосновское Актуальность темы Вопросы и задания по теме «Обработка числовой информации» входят:В ГИА по информатике; В работу ЕГЭ по информатике.Электронные таблицы нашли применение в сфере бухгалтерского учета, планирования, финансового анализа, статистики, инженерно-научных расчётов и в других отраслях, где хранение, передача и обработка информации продиктованы современными условиями методическая разработка раздела рабочей программы «Обработка числовой информации с учетом подготовки к сдаче ЕГЭ» на основе совершенствования технологии личностно-ориентированного подхода к организации и содержательной наполняемости различных структурных компонентов урока Суть педагогического опыта представленного в методической разработке Распределение заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» № Название раздела Число заданий Задания % максималь-ного первичного балла 8. Обработка числовой информации 2 А16, А17 5% В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по информатике и ИКТ по теме «Обработка числовой информации, относит знание технологии обработки информации в электронных таблицах и знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков Обоснование выбора УМК Н.Д. Угриновича Выбор определялся: - введением с 2006 года пропедевтического курса информатики в 5-7 классах по программе Босовой Л.Л.В своей работе при изучении темы «Обработка числовой информации» на сегодняшний день, использую следующую линию:пропедевтический курс – Босова Л.Л.; базовый, профильный – Угринович Н.Д.Дидактическая связь между темами:Босова Л.Л. – 7 класс – «Информационное моделирование» – Работа с электронными таблицами (5ч);Угринович Н.Д. – 8 класс – «Кодирование и обработка числовой информации (9ч)» – 4 часа).Угринович Н.Д. – 11 класс (базовый уровень (переходный период) ––10 часов Состав методической разработки : Цели раздела «Обработка числовой информации»Примерное тематическое и поурочное планирование раздела «Обработка числовой информации»;Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.Подробная разработка уроков и компьютерных презентаций по всему разделу темы , с использованием интерактивной доски;Практические и лабораторные работы к каждому урокуИзменение методического подхода к преподаванию темы «Обработка числовой информацииТехнологии и методы организации образовательной деятельности Источником дополнительного материала является сборник кратких материалов и тренировочных заданий по теме «Обработка числовой информации», составленный по заданиям соответствующей темы ЕГЭ за 2004 – 2010 г.Основные результаты применения УМК Цели раздела «Обработка числовой информации» ОбразовательныеФормирование основных знаний и представлений по теме, развитие умений работы с числовой информацией, развитие умений планировать, работать и самоконтролировать свою деятельность формирование практических навыков по данной теме;РазвивающиеРазвитие познавательного интереса к предмету; развитие логического мышления, речи, памяти и воображения через применение специальных заданий; формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний ВоспитательныеВоспитание умений применять изученный материал в практических ситуациях, привитие обучающимся навыков самостоятельности в работе, умения защищать свои убеждения, умений делать нравственную оценку деятельности человека. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА Учащиеся должны знать:определение табличного процессора, электронных таблиц;назначение и возможности табличного процессора;основные форматы представления данных;правила создания арифметических и логических выражений;функция в ЭТ;что такое сортировка и фильтрация в электронных таблицах;уметь:создавать и редактировать таблицы;сохранять и загружать ЭТ;решать задачи с использованием ЭТ;строить диаграммы;строить графики функций;работать с ЭТ как с базой данных; Тематическое планирование по теме «Обработка числовой информации» Название темы Количество часов Теория Практика Электронные калькуляторы. 1 - Структура электронных таблиц. Типы и формат данных. 1 1 Относительные и абсолютные ссылки 1 1 Встроенные математические и логические функции. 1 1 Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков - 2 Контрольная работа (тестирование) 1 Итого 5 5 Название темы Количество часов Теория Практика Электронные калькуляторы. - 1 Структура электронных таблиц. Типы и формат данных. 1 - Относительные и абсолютные ссылки 1 1 Встроенные математические и логические функции. 1 1 Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков - 2 Электронные таблицы как элемент Базы данных - 1 Контрольная работа (тестирование) 1 Итого 4 6 СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ 10-11 класс- это период выработки жизненной позиции, сознательного отношения к выбору профессии. Для них на этот период времени целесообразнее сосредоточить свое внимание на избранных науках, чем изучать все подряд в ознакомительных целях. Старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, с теоретическим обобщением. Самостоятельная деятельность учащихся очень важный фактор формирования познавательного интереса. Самообразование, главным образом связано, с выбором будущей профессии Объем самостоятельной работы учащихся должен увеличиваться за счет применения в активных методов обучения (поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характера. Таким образом, при обучении старшеклассников имеется возможность использовать специфические достоинства возраста:возросшие моральные и интеллектуальные силы и их продолжающийся рост;рост произвольности психических процессов, лежащих в основе умения управлять собой;формирование обобщенных форм самосознания, отношение к себе как к реально взрослым;умение увидеть сильные и слабые стороны своего развития. Изменение методического подхода к преподаванию темы «Обработка числовой информации Стимулирующе–мотивационный компонентпрактические и теоретические навыки работы с электронными таблицами, перенос полученные знания в новые условия (решение различных задач по предметам школьного курса, жизненных задач) дополнительные отметки при успешном выполнении заданий этой темы в ЕГЭ Содержательный компонент Для закрепления изученного материала использовать не только стандартные упражнения, но аналогичные задания из ЕГЭ.В домашние, практические, и самостоятельные работы включать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.Самообразование ученика Контрольно-оценочный кроме проверки базовых знаний необходимо проводить тестирование по каждому разделу темы, используя опорные задания КИМов ЕГЭ разных лет.регулярно проводить тестирования учащихся, используя задания ЕГЭ, по всем пройденным темам в течение всего учебного года Технологический компонент Выбор наиболее эффективных способов изучения нового материала.Правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся в соответствии с задачей урока Дополнительный материалЕГЭ по информатике: табличный процессорhttp://comp-science.narod.ru/EGE/tren.htm Викиучебникhttp://ru.wikibooks.org/wiki Технологии и методы организации образовательной деятельности Личностно-ориентированное обучение.технология «полного усвоения знаний»разноуровневое обучениеколлективное взаимообучениеКомпьютерные технологииОбучение в сотрудничестве Технология критического мышленияПроблемный метод Метод проектов Практический метод Вариативные практические и самостоятельные работы создают возможность самореализации, активизируют творческую составляющую учебной деятельности учащихся. Аналитический компонент внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью обучающегося)взаимный (осуществляется обучающимся над деятельностью товарища)контроль компьютером («обостряет» ошибки и привлекает к ним внимание, подводя к самоконтролю )самоконтроль (осуществляется обучающимся над собственной деятельностью) Методы контроля:по средству передачи:устныйписьменныйПрактическийпо выбору формы:к традиционным относятся:практические работысамостоятельные работыпредметные диктантыконтрольные работы к нестандартным относятся:решение кроссвордовреферат защита проектовтестирование.дифференцированное домашнего задания Решение кроссвордов Использование компьютерных тестов и кроссвордов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Технология критического мышления Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал,«+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён) Синквейн - способ творческой рефлексии «стихотворение», написанное по определенным правилам Практический метод Проблемный метод Сборник кратких материалов и тренировочных заданий по теме «Обработка числовой информации» Основные результаты применения УМК Обеспечивает усвоение учащимися обязательных требований стандартов среднего (полного) образования на базовом уровне.Показывает подходы к организации обучения информатике в соответствии с задачей подготовки учащихся к ЕГЭ.Осуществляет отбор форм и методов обучения с учетом этой задачи.Обеспечивает проведение работы по закреплению, повторению и систематизации знаний учащихся по теме «Обработка числовой информации».Разработанные методические и дидактические материалы позволяют экономить учебное время учителя и учащегося.Позволяет организовать самообразовательную работу ученика.Является дополнительным источником информации при изучении темы «Обработка числовой информации».