Презентация к уроку русского языка Формулируем проблему, пишем комментарий (10 класс)


Требования к сочинению на ЕГЭ по русскому языкуУрок 2. Формулируем проблему, пишем комментарий Задание 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Содержательные элементы ответа (сочинения):1) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.2) Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).3) Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, 4) согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё 5-6) мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов. Проблема может быть: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, социальная…Проблема (чего?): войны, мира, политики, воспитания, образования…Проблему можно: поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить…Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения…Если проблему можно сформулировать одним словом или сочетанием, то можно сказать проблема (чего?): например, проблема «отцов» и «детей».Если кратко сформулировать проблему невозможно, то нужно сформулировать ее в виде вопроса, например: могут ли люди разных поколений понять друг друга? Важно помнить, что существуют разные способы представления проблемы в тексте:проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для текстов художественного стиля речи, текстов-фрагментов произведений художественной литературы) Выявить и сформулировать проблему иногда помогает анализ структуры текста. 1 абзац: Существует мнение… (Пример)2 абзац: Но нельзя игнорировать… (Пример) Неужели это значит?..3 абзац: Разумеется, … Может быть, … Нет, … Может быть, … Нет, … Склоняешься к мысли… (1) Еще недавно и мне, и многим другим писателям представлялась очевидной мысль, что искусство — это средство познания жизни с целью ее совершенствования. (2) Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят человеческую душу, лишают человека самоуспокоенности и удовлетворенности собой и своим образом жизни, заставляют его по-новому взглянуть на мир. (3) Известно множество тому примеров во все времена – от Сервантеса до Айтматова. (4) Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что с некоторых пор искусство нередко становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества. (5) Один уважаемый кинорежиссер в недавней дискуссии в «Литгазете» так и писал: «Человек идет в кино развлечься, значит, задача кино — развлекать его, коль оно взяло с него деньги за билет». (6) Книги нынче тоже стоят немало. (7) Неужели это значит, что мы, писатели, тоже должны постараться, чтобы развлечь своих читателей на пару рубликов? (8) Если это роман, то нам, может быть, перепадет даже трешка или больше! (9) Разумеется, я несколько утрирую, и все же я не могу отделаться от вопроса: что должна литература? (10) Должна учить? (11) Вряд ли. (12) В наш век наставников и проповедников мудрости хватает без литературы. (13) Должна пробуждать чувства добрые? (14) Но в области чувств мир дожил до ядерного топора, тут не до добрых чувств — не потерять бы рассудок от ненависти! (15) Может быть, в занимательной форме средствами беллетристики преподносить истины, которые в другой, не столь занимательной форме уже не усваиваются обществом? (16) Чем больше размышляешь над этими и схожими с ними вопросами, столь естественными для людей нашей профессии, тем все больше склоняешься к единственно разумной возможности искусства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он решает сам, каким ему быть. (17) Пусть он сам и выбирает свою судьбу, альтернативность которой в наше время выражается предельно просто: жить или умереть. (По В. Быкову) Как сформулировать проблему, которой посвящен этот текст?Вариант формулировки в виде вопроса: Какова роль искусства? Другой вариант: О назначении искусства.Вывод, к которому приходит автор: все больше склоняешься к единственно разумной возможности искусства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он решает сам, каким ему быть. Важно помнить:Сформулировать проблему следует таким образом, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Речевые клише. Формулируем проблемуАвтор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) проблемуКасается  проблемы…Уделяет внимание проблеме..Над какой-либо проблемой думать, работать.Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решенияВыбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, позволяет обсудить проблему…Автор очень эмоционально отстаивает мысль о том, что…Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:... Варианты формулировки проблемы:Автор предлагает для обсуждения проблему сохранения красивой церквушки в ФиляхАвтор касается  проблемы уважения англичан к своему известному земляку – В.ШекспируУделяет внимание проблеме неуважения к историческому прошлому страны, памятникам её культуры и искусстваАвтор предлагает задуматься над проблемой сохранения памятников старины, которыми так богата русская земляПроблема сохранения памяти о поколениях, живших до нас, поднимается в тексте Л.А. Жуховицкого Внимание! Не все они верные! Комментарий проблемы2) Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Размышляя над проблемой назначения искусства, В. Быков говорит о тех противоречивых мнениях, которые существуют по этому вопросу. Некоторые полагают, что искусство – «это средство познания жизни», позволяющее её совершенствовать. Существует и другая позиция, воспринимающая искусство как средство развлечения, «сонливого отдыха». Автор с помощью вопросно-ответного построения 3 абзаца выражает свои размышления о «возможности искусства». Важно:Не пересказНе переписывание текстаИспользование глаголов мысли, чувства, чтобы показать: автору важно то, о чём он размышляетПривлечение анализа текста (как построен? Какие средства использованы и для чего?) для понимания актуальности проблемы Размышляя над проблемой назначения искусства, В. Быков говорит о тех противоречивых мнениях, которые существуют по этому вопросу. Некоторые полагают, что искусство – «это средство познания жизни», позволяющее её совершенствовать. Существует и другая позиция, воспринимающая искусство как средство развлечения, «сонливого отдыха». Автор с помощью вопросно-ответного построения 3 абзаца выражает свои размышления о «возможности искусства». Комментарий (клише, примеры)элементы цитирования,  ссылки на номера предложений,  сформулированные своими словами фрагменты информации, содержащейся в исходном тексте,  примеры поступков героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях. Домашнее задание:Сформулировать проблему, предлагаемую в тексте Л.А. Жуховицкого (с помощью вопросительного и повествовательного предложений)Прокомментировать проблему (3-4 предложения), подчеркнуть цитаты, средства построения текста Проверяем!Подчёркивая обычность ситуации с сохранением памятников архитектуры, просто старинных построек в Англии, автор в первом абзаце использует слова «городишко», «речушка», «обычный для Англии», «домишко». Подтверждая актуальность проблемы сохранения памятников старины, автор в дальнейшем выстраивает ряд примеров «от противного»: «мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина». А затем с горечью подводит итог: «только не ценим мы её». Ещё вариантРазмышляя над проблемой сохранения памятников старины как памяти о предыдущих поколениях, автор говорит о том, как решается эта проблема, например, в Англии. «Ничего без крайней надобности не ломать», - это правило действует и для домика Шекспира, и для многих других обычных домов.Автор с помощью вопросно-ответного построения заключительной части текста выражает свои размышления о том, как мы относимся к старине, которая окружает нас: «только не ценим мы её». Домашнее задание: подбор аргументов3) Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, 4) согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё 5-6) мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).