Презентация на тему: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Цель исследования − выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие процесс самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса.Объект исследования − процесс самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса.Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность, по самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:1) дать психолого-педагогическую характеристику временного коллектива в условиях санаторно-оздоровительного комплекса и выявить его потенциал для самореализации подростков ;2) разработать модель социально-педагогических условий самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса;3) провести экспериментальное исследование с целью апробирования разработанной модели в рамках временных подростковых коллективов. Гипотезой данной работы является предположение о том, что процесс самореализации подростков во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса будет эффективнее в результате создания социально-педагогических условий: насыщенность жизни временного коллектива событиями, позволяющими подростку в ограниченный период времени принять участие в личностно-значимых делах различной направленности создание во временном коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, эмпатии коллективно-творческий характер деятельности, предоставляющий подростку возможность выполнять разные роли (инициатора, организатора, исполнителя, зрителя) интенсификация неформального общения подростка с ровесниками, старшими и младшими детьми, взрослыми рефлексия подростками не только своих отношений к событиям (делам), но и своих чувств, настроений, желаний Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы по проблеме; моделирование социально-педагогических условий процесса самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса и опытно-экспериментальная работа по реализации этой модели. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались: метод наблюдения, анкетирование, контент-анализ, анализ продуктов творческой деятельности детей. Эмпирическая база проведения экспериментального исследования: ГБУ РК «КСД и ДР «Здравница» (г. Евпатория). Понятие самореализации подростка во временном коллективе Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно – заданных ситуаций; творческий характер активности. Ход и результаты экспериментальной работы с подростками во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплексаЭкспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:первый этап предполагал определение логики эксперимента и проведение индивидуальной диагностики детей; второй - осуществление социально-педагогической деятельности по созданию условий для самореализации подростков во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса; третий - итоговую диагностику и изучение динамики процесса самореализации подростка во временном коллективе, анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Результаты констатирующего эксперимента экспериментальной (Э) и контрольной (К) группы №п/п Название методики Методика «Социометрия»(индекс групповой сплоченности) Методика Р.С. Немова «Изучение сплоченности коллектива (показатели ЦОЕ)» Группа 1 Э 0,38 0,15 2 К 0,37 0,2 Результаты констатирующего эксперимента экспериментальной (Э) и контрольной (К) группы №п/п Выше среднего Ниже среднего Название методики Э К Э К 1 Методика «Выявления уровня тревожности у подростков» 10 чел.(59%) 11 чел.(51%) 7 чел.(41%) 10 чел.(49%) 2 Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей 4 чел.(21%) 5 чел.(25%) 13 чел.(79%) 16 чел.(75%) 6 чел. (33%) 6 чел.(31%) 11 чел. (67%) 15 чел.(69%) 3 Методика «Самооценка» Неадекватная Адекватная 14 чел. (82%) 16 чел.(80%) 3 чел. (18%) 5 чел.(20%) Структурно-содержательная модель процесса самореализации подростка во временном коллективе санаторно-оздоровительного комплекса ЦЕЛЬ: ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ Социально-педагогические условия Насыщенность жизни временного коллектива событиями, позволяющими подростку в ограниченный период времени принять участие в личностно - значимых делах различной направленности Коллективно-творческий характер деятельности во временном коллективе, предоставляющий подростку возможность выполнять разные роли (инициатора, организатора, исполнителя, зрителя) Создание во временном коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, эмпатии Рефлексия подростками не только своих отношений к событиям (делам), но исвоих чувств, настроений, желаний Интенсификация неформального общения подростка с ровесникам, старшимии младшими детьми, взрослыми Принципы Этапы Диагностика Результат Методы ориентационный этап конфликтов период творческого сотрудничества итоговый адаптационный личностный подход деятельности активности Система огоньков Анализ способности ребенка вступать в контакт в коллективе, создание условий для проживания ролевых статусов Анкетирование, творческие задания, коммуникативные игры Анализ событий дня, ведение “Дневника” Тренинги на взаимодействие,развития доверия Насыщенность жизни временного коллектива событиями, позволяющими подростку в ограниченный период времени принять участие в личностно-значимых делах различной направленности Коллективно-творческий характер деятельности, предоставляющий подростку возможность выполнять разные роли (инициатора, организатора, исполнителя, зрителя) Интенсификация неформального общения подростка с ровесниками, старшими и младшими детьми, взрослыми Рефлексия подростками не только своих отношений к событиям (делам), но и своих чувств, настроений, желаний Создание во временном коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, эмпатии Результаты формирующего эксперимента экспериментальной (Э) и контрольной (К) группы №п/п Название методики Методика «Социометрия»(индекс групповой сплоченности) Методика Р.С. Немова «Изучение сплоченности коллектива (показатели ЦОЕ)» Группа 1 Э 0,57 0,3 2 К 0,41 0,28 Результаты формирующего эксперимента экспериментальной (Э) и контрольной (К) группы №п/п Выше среднего Ниже среднего Название методики Э К Э К 1 Методика «Выявления уровня тревожности у подростков» 2 чел.(12%) 6 чел.(28%) 15 чел.(88%) 15 чел.(72%) 2 Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей 9 чел.(53%) 7 чел.(33%) 8 чел.(47%) 14 чел.(67%) 10 чел. (62%) 12 чел.(57 %) 7 чел. (38%) 9 чел.(43%) 3 Методика «Самооценка» Неадекватная Адекватная 5 чел. (29%) 10 чел.(53%) 12 чел. (71%) 11 чел.(47%) Динамика развития уровня тревожности Динамика развития уровня коммуникативных способностей Динамика развития уровня организаторских способностей Динамика развития уровня самооценки Динамика развития индекса групповой сплоченности Динамика развития показателя ценностно-ориентированного единства ВЫВОДПроведенные исследования подтвердили предположение, что самореализация подростка во временном коллективе осуществляется в общении, творчестве, в организаторской, интеллектуальной, в общественно-полезной деятельности. Последняя является принципиально важной для процесса воспитания, так как придает процессу самореализации позитивный вектор.Динамика процесса самореализации подростка проявляется: в развитии его стремления активно проявить в продуктивной деятельности свои индивидуальные способности; в выявлении им своих новых способностей, в развитии его уверенности в себе, умении отстаивать свою позицию при решении личностно-значимых задач.Результаты проведенного исследования раскрывают поставленные цель и задачи, подтверждают гипотезу исследования.