Презентация к педсовету по теме Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого- педагогические условия ее организации


Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого- педагогические условия ее организации * Рефлексия - от лат. reflexio - отражение, обращение назад условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке и оценил ее, как учитель так и ученик; * выявление и уточнение результатов деятельности на уроке осознание способов деятельности; время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется определение своих образовательных приращений как учеником (узнал, что; узнал, как; узнал, зачем; узнал я), так и учителем (понял, что; понял, как; понял, зачем; понял я); * Рефлексия - от лат. reflexio - отражение, обращение назад проектирование дальнейших планов каждым субъектом в отдельности и совместных осмысление в целом проделанной на уроке работы, само­анализ, самооценка Цели рефлексии вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. * Методика организации рефлексии на уроке рефлексия является обязательным атрибутом личносто-ориентированнго урока, как правило завершающим егорефлексией может заканчиваться не только урок, но и любой учебный период (классный час в обязательном порядке, четверть, год), первоначально предметом рефлексии могут быть отдельные этапы урока; * целесообразнее обучать учащихся, постепенно увеличивая объем рефлексируемой деятельности; перед этапом рефлексии, выполняемая по учебному предмету деятельность должна быть прекращена или остановлена и все внимание обращено к «разбору предыдущего полета»; * Методика организации рефлексии на уроке устно или письменно описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным, восстанавливается последовательность действий на урокеосуществляется осмысление составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным целям и задачам и т.п.; выявляются и формулируются результаты рефлексии * Методика организации рефлексии на уроке Классификация рефлексии (по цели) * Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала * Классификация рефлексии (по виду деятельности) Рефлексия индивидуальная Рефлексия групповая Рефлексия настроения и эмоционального состояния * * * Рефлексия деятельности * * Рефлексия содержания учебного материала 1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я выполнял задания…5. я понял, что…6. теперь я могу…7. я почувствовал, что…8. я приобрел…9. я научился…10. у меня получилось …11. я смог…12. я попробую…13. меня удивило…14. урок дал мне для жизни…15. мне захотелось… * Приёмы проведения рефлексии Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме * На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (чувства). Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.Пятая строчка – это синоним из одного слова, повторяющий тему, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. * Пример синквейна на тему жизни: Жизнь.Активная, бурная.Воспитывает, развивает, учит.Дает возможность реализовать себя.Искусство. * «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами». *