«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ естественно-математических наук».


«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ естественно-математических наук». "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. В наших руках возможность формировать личность: -любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;-умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;-уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;-доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;-готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "компетентность”?к - креативность…о - организованность…м -модернизация…п - планирование…е - единство…т - толерантность…е - единомышленники…н - новизна…т - творчество…н - научность…о - осведомлённость…с - сотрудничество…т - терпимость…ь Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:- коммуникативную;- учебно-познавательную;- социокультурную;- ценностно-смысловую. •Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;•Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;•Исследовательская беседаё в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности. Диалоговое обучение позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне, прослеживаются следующие умения учащихся:•Улучшение речи в диалоге и монологе•Грамотное применение терминов•Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять , приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации•Прислушиваться к мнению каждого участника группы•Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний. Другим методом реализации диалогового подхода является метод проектов. •Проект может быть как групповым, так и персональным. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма,научная конференция, инсценировка, театрализация, защита на ученом совете, реклама,пресс- конференция и т.п — метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; Рефлексия Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…Мизинец – для меня было недостаточно… ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Как зритель, не видевший первого акта,В догадках теряются дети.И все же они ухитряются как-тоПонять, что творится на свете.                                                                         С.Я. Маршак Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный»постановка проблемыпоиск решения «диалог»побуждающийподводящий 1.Проверка домашнего задания учеников УЧИТЕЛЕМ.2.Обьявление темы УЧИТЕЛЕМ.3.Обьяснение темы УЧИТЕЛЕМ.4Закрепление знаний УЧЕНИКАМИ 1Актуализация УЧЕНИКАМИ своих знаний.2.Создание проблемной ситуации УЧИТЕЛЕМ, формулирование проблемы УЧЕНИКАМИ.3.Поиск решения проблемы УЧЕНИКАМИ.4.Выражение решения, применение знаний УЧЕНИКАМИ Традиционный урок Проблемно-диалогический урок Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог1) создание проблемной ситуации;2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;3) побуждение к формулированию учебной проблемы;4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением»Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с затруднением»Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречияВы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько?Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?   Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность» Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемыдиалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческиеспособности. Технология проблемно-диалогического обучения является: результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования». Ю.М. Лотман