Методическая разработка урока Дворцовые перевороты в России (7 класс)


КладоваАннаПетровнаУчитель истории МБОУ СОШ № 111 г. Нижнего Новгорода Образование – высшее НГПУ им. М. Горького Педагогический стаж – 3 года История 7 класс «Россия в 1725-1762 гг.» А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2009. - Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2009. Дидактические цели программы: 1. выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом; 2. развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); 3.формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; 4.развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны; Программа общеобразовательных учреждений - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2009. Проблематика и актуальность методической разработки Эпоха дворцовых переворотов является одной из самых интересных страниц истории Российского государства. Борьба сильных личностей, закулисные интриги, высокие и низменные страсти- всё можно найти здесь. Не случайно, именно события XVIII в. стали источником вдохновения для авторов повестей и романов, материалом для множества кинолент. Человеческие характеры, обострённые до предела борьбой за власть, всегда будут волновать читателя, зрителя, исследователя. Задачи раздела Образовательная Создать условия для усвоения учащимися требований стандарта к данной теме. Воспитательная Создать условия для воспитания в школьниках чувства гордости за культуру русского народа Развивающая Создать условия для познавательной деятельности учащихся на основе решения проблемы, научить школьников делать выводы. Цель изучения раздела: Охарактеризовать основные перемены в государственном управлении, в положении дворянства, рассказать об основных направлениях внутренней политики государства в период правления пяти монархов. Ожидаемые результаты Учащиеся должны:Получить целостные представления об историческом пути России в XVII-XVIII вв.;Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий ;Уметь систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Изучение данной темы в средней общеобразовательной школе происходит в 7 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового возраста. В этом возрасте учащиеся охотно выполняют практические задания. Однако они требуют детальных инструкций по которым смогут выполнить задание самостоятельно и поэтапно;В это время ученики учатся выделять главное и обобщать информацию, различать главное от второстепенного, сравнивать, делать выводы, доказывать. Содержание учебного материала должно быть направленным на развитие гибкости, критичности, перспективности мышления;Материал подается небольшими порциями — абзацами с выделенными выводами, сложный материал подается с развлекательными фрагментами, графические иллюстрации должны быть конкретными и объяснять определенную ситуацию;Основными процессами данного возраста является развитие рефлексии. Обоснование проекта Тип урока По соотношению структурных звеньев обучения (урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, повторительно- обобщающий) По ведущему методу (урок-лекция, урок-беседа, лабораторное занятие) По характеру Деятельности (урок воспроизведения, урок обобщение, проблемный урок) По характеру материала (урок изучения фактов, практическое занятие) Планирование Разделы 4. Россия в 1725-1762 гг. № п/п Тема урока Тип урока Кол-во часов 1 Дворцовые перевороты Урок изучения нового материала 1 2 Внутренняя политика России 1725-1762. Комбинированный урок 1 3 Внешняя политика Комбинированный урок 1 4 Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. Комбинированный урок, урок обобщения знаний 1 Тематическое планирование № урока Тема урока Кол-во часов Раздел 4: Россия в 1725-1762 гг. 4 23 Дворцовые перевороты. 1 24 Внутренняя политика России в 1725-1762 г 1 25 Внешняя политика России 1 26 Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. 1 Мониторинг выполнения самостоятельных работ по теме «Дворцовые перевороты» Проект урока.«Дворцовые перевороты в России» Тип урока: урок – изучения нового учебного материалавид урока: лекция + ИКТ Цели: Образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей;Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории. Характеристика основных видов деятельности ученика :Назвать события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы:Объяснить причины и последствия дворцовых переворотов;Объяснить смысл понятий кондиции, фаворит, дворцовый переворот. Формы организации работы: фронтальная работа с классом Технологическая карта урока: 1.Подготовка и мотивация. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление . 5.Подведение итога урока и домашнее задание Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики,«кондиции», престолонаследник. Оборудование: Портреты «Екатерина I », «Петр II», «Анна Иоанновна», «Иван Антонович», «Елизавета Петровна», «Петр III»,«Екатерина II схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.»; таблица «Дворцовые перевороты; карта «Россия в XVII в-1760 г.». Основные даты и события: 1725-1727 гг. - правление Екатерины I. 1727-1730 гг. - царствование Петра II. 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны. 1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича. 1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны. 1761-1762 гг. - правление Петра II. 1762 г. - начало царствования Екатерины II. «Тут кротко или строгоЦарило много лиц.Царей не очень многоА более цариц ». А.К.Толстой 1.Причины дворцовых переворотовПредлагается проблемное задание:За 37 лет — с 1725г.по 1762г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они «восходили» на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным.Дети предлагают версии. Запись на доске и в тетрадиДворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков. Этот термин впервые использовал историк В.О. Ключевский. В январе 1725 годаУмирает Петр l.Царь не успел назначить наследника престола. Таблица«Монархи России эпохи дворцовых переворотов» Правитель Годыправления На кого опирался Претенденты на трон Петр(сын царевичаАлексея) Меншиков стал фактическим правителем России. Он должен был помогать Екатерине, совсем не способной к государственной деятельности, управлять государством. В1726г. был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, куда вошли соратники Петра l. А.Меншиков и другие приближенные Петра при поддержке гвардии возвели на трон его жену Екатерину l. Екатерина l(1725-1727) А. Меншиков В мае 1727 г. Екатерина l скончалась. Новым императором стал внук Петра l Петр Алексеевич. Огромное влияние на Петра оказывали Долгорукие и Голицыны. В январе 1730 г. Петр заболел и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых Петр ll(1727-1730) Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Выбор был сделан в пользу Анны Ивановны, дочери старшего брата Петра l, живущей в Курляндии. Анне были предложены «кондиции» (условия), составленные в духе конституционной монархии, подписав которые онам могла стать императрицей. Анна Иоанновна (1730-1740) В 1741 г. Елизавета Петровна, дочь Петра, при поддержке гвардии, совершила новый дворцовый переворот. Иностранцы были удалены от двора, государством управляли способные государственные деятели из русского дворянства. Елизавета Петровна(1741-1761) Своим наследником Елизавета Петровна объявила племянника - Петра lll, сына Анны Петровны, внука Петра l. Который стал императором в 1761г. Но царствовать ему довелось всего 186 дней. Противоречивость действий, непредсказуемость и преклонение перед прусским королем Фридрихом привело к новому заговору. Петр lll (1761-1762) В 1744 году Петр lll женился на принцессе Ангальт - Цербстской, будущей Екатерин ll. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская 28 июня 1762 года Петр lll был смещен своей женой Екатериной Алексеевной, умной и честолюбивой женщиной. Новой императрицей стала Екатерина ll, получившая титул Великой. Екатерина ll(1762-1796) Правитель Годыправления На кого опирался Екатерина l,жена Петра l 1725 - 1727 Меншиков и другие приближенные Петра, гвардия, Верховный тайный совет. Правитель Годыправления На кого опирался Петр ll, внук Петра l 1727 - 1730 Группировка князей Долгоруких и Голицыных, гвардия, Верховный тайный совет. Правитель Годыправления На кого опирался Анна Иоанновна, племянница Петра l. 1730 – 1740бироновщина При поддержке гвардии, немецкое дворянство во главе с Бироном. Правитель Годыправления На кого опирался Иван Антонович Менее месяца Регент (правитель) со всей полнотой власти - Бирон Правитель Годыправления На кого опирался Елизавета Петровна, дочь Петра l 1741- 1761 Гвардия, русское дворянство Правитель Годыправления На кого опирался Петр lll, внук Петра l Полгода Без поддержки ПАРАГРАФ 20 – 21, вопросы и задания к параграфу ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подведение итогов и рефлексияВспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I? Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения? Назовите возможных наследников престола после смерти Петра I. Текст с ошибкамиПосле смерти Петра ll встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она стала императрицей. Проверь себя:Установите последовательностьПравления1.ПетрII2.Анна Иоанновна3.Екатерина II4.Иван Антонович5.Петр I6.Елизавета I7.Екатерина I8.Петр III