Презентация по биологии на тему Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека. (8 класс)


Тема урока: Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека. Цель урока: формировать учебно – исследовательскую компетентность воспитанников; исследовать сущность понятия «Гуморальная регуляция», изучить особенности эндокринной системы человека. Задачи урока: познавательная: - закрепить знания о строении тканей, органов и систем органов; - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы; - познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции; - раскрыть сущность и свойства гормонов; - подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции; - расширить кругозор учащихся. развивающие: - развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; - эмоциональную сферу: уверенность в себе; - мотивационную сферу: стремление добиться успехов; - коммуникативную сферу: навыки работы в паре. воспитательные: - воспитывать целостное восприятие мира; - формировать познавательный интерес к предмету. Актуализация знаний 1. Дайте определение понятий: Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом. Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию. Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию. Д. ротовая полость с её органами + глотка + пищевод + желудок + кишечник + печень + поджелудочная железа. 5. Пищеварительная система Е. головной мозг + спинной мозг + нервы 6. Нервная система З. носовая полость + гортань + трахея + бронхи + лёгкие 8. Половая система Ж. яичники и семенники 7. Мочевыделительная система Г. скелет + мышцы 4. Мышечная система В. скелетные мышцы 3. Скелетная система Б. сердце + сосуды. 2. Кровеносная система А. почки +мочеточники +мочевой пузырь + мочеиспускательный канал. 1. Дыхательная система Найдите соответствие систем органов и органов, составляющих их. Проверка задания! Проверьте ответы своей работы и оцените уровень своих знаний! 1 З; 2 Б; 3 Г; 4 В; 5 Д; 6 Е; 7 А; 8 Ж; Критерий оценки:8 верных ответов – оценка 5;6 – 7 верных ответов – оценка 4;5 верных ответов – оценка 3; 4 и менее верных ответов – оценка 2; Изучение нового материала. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. В период бодрствования человека одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения, осуществляется терморегуляция и т.д., то есть человеческий организм работает как единое целое. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. (Просмотр мультимедийного приложения «Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, раздел Координация и Регуляция ООО «Дрофа», 2011). Проблемная ситуация! А что произойдёт с человеком, если его организм откажется функционировать как единое целое? Вследствие чего у человека могут происходить подобные нарушения функционирования организма? Осуществляется быстро Осуществляется медленно Новая Древняя С помощью нервных импульсов С помощью химических веществ Нервная регуляция Гуморальная регуляция Для осуществления регуляции физиологических процессов протекающих в организме используются два механизма: гуморальный и нервный. В процессе эволюции выработалась система органов, регулирующая процессы жизнедеятельности – эндокринная система. Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции. Задание!Заполнение таблицы совместно с учителем используя учебник стр. 46 – 47 Поджелудочная железаПоловые железы ЭпифизГипофизЩитовидная железаОколощитовидные железыВилочковая железаНадпочечники Слюнные железыЖелудочные железыСальные железыПотовые железы Часть железы работает как железа внешней секреции, а часть – как внутренней секреции Не имеют протоков. Выделяют секреты в кровь. Имеют протоки, по которым секреты выделяются в полость тела или во внешнюю среду Железы смешанной секреции Железы внутренней секреции(Эндокринные) Железы внешней секреции(Экзокринные) В организме человека три группы секретов: Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.(Просмотр мультимедийного приложения «Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, раздел Координация и Регуляция ООО «Дрофа», 2011). Свойства гормонов: Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)Действуют только на живые клетки Половые железы Поджелудочная железа (островки Лангерганса) Надпочечники Околощитовидные(паращитовидные) железы Щитовидная железа Эпифиз Гипофиз Регулируемые процессы жизнедеятельности Секретируемые гормоны Место расположения в организме Железа внутренней секреции А сейчас мы детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции. Работа с учебником. Совместное с учителем и учащимися заполнение таблицы, опираясь на страницы учебника 46 – 53. Закрепление знаний Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь? А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела». Б) « Крупная парная железа, находится в брюшной полости. Состоит из двух слоёв: наружный корковый вырабатывает гормоны-кортикоиды, регулирующие обмен органических и минеральных веществ, а также в небольшом количестве половые гормоны. Внутренний – мозговой слой, где образуется гормон адреналин, его действие на организм многообразно». 2. Решите, правильно или неправильно, то или иное суждение и оцените как вы усвоили изученный материал. Поверьте знания! 1. Железы внутренней секреции не имеют протоков.2. Секрет желёз внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.3. Железы внешней секреции выделяют гормоны.4. Секрет желёз внешней секреции выделяется в полости.5. Секрет желёз внутренней секреции выделяется непрерывно.6. Железы желудка относятся к железам внутренней секреции.7. Сальные железы относят к железам внешней секреции.8. Гормоны – это биологически активные вещества.9. Половые железы – это железы внешней секреции.10. Инсулин – это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой. Правильные ответы! 1 -; 2+; 3 -; 4 +; 5 +; 6 -; 7 +; 8 +; 9 +; 10 +; Критерий оценки: 10 правильных ответов – вы отлично усвоили тему! 7 – 9 правильных ответов – вы хорошо усвоили тему!6 – 5 правильных ответов – вы удовлетворительно усвоили тему!Менее 4 правильных ответов – вы не усвоили материал! Рефлексия! Понравился ли вам урок? Что нового я узнал(а) на уроке?Какие моменты урока вам показались особенно интересными?Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке? Подведение итогов Задание на дом: 1. изучить текст учебника стр. 46-53; 2. выполнить в печатной тетради задания 36-37.3. приготовьте доклад по теме «Роль гормонов в жизни человека»