Презентация по литературе на тему Журнал Сатирикон (8 класс)


Журнал «Сатирикон» «Сатирикон» – популярный дореволюционный русский еженедельный сатирический журнал.Журнал сочетал как политическую сатиру, так и безобидную юмористику. Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. В широком смысле – всё, что может вызвать смех, улыбку и радость. «Сатирикон» возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875-1918), утратившего популярность,и вскоре заменил его. Со «Стрекозой» сотрудничали молодые художники Н.В.Ремизов-Васильев, А.Радаков, А.Яковлев, А.В.Ремизова, поэт К.М.Антипов, писатель И. Ф. Василевский. Под влиянием Аркадия Аверченко в редакции было принято решение издавать новый журнал «Сатирикон». Оба журнала до конца 1908 года выходили одновременно, причем выпуски 9-13 «Сатирикона» и 23-27 «Стрекозы» вышли с одинаковым текстом и иллюстрациями.Дом, в котором в 1908–1910 годах находилась редакция журнала Название нового журналапредложено по аналогии с известным романом античного писателя Гая Петрония Арбитра «Сатирикон». Направление нового журнала предполагалось иронически-ядовитым, но ирония должна была быть изящной и спокойной, без гнева и ярости (как в вышеупомянутом романе). «Сатирикон» издавался в Петербурге в1908-1914 гг. Первый номер журнала вышел 1 апреля 1908 года. Каждый номер имел 12-16 страниц, множество иллюстраций-карикатурВ июне обе редакции («Стрекоза» и «Сатирикон») объединились под новым названием. К работе в «Сатириконе» привлечены были, кроме названных художников и поэтов «Стрекозы», лучшие сатирики и юмористы Петербурга: Пётр Потёмкин, Саша Чёрный, Осип Дымов, Тэффи. Пётр ПотемкинОсип Дымов В редакции «Сатирикона». 1909 г.Слева направо: П. Д. Маныч, А. Т. Аверченко, А. А. Радаков, А. И. Котылев, А. И. Куприн. Стоит А. П. Каменский. Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние и упадок все усиливались, а смех из обличительного и дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли. Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал: И смех, волшебный алкоголь, Наперекор земному яду, Звеня, укачивает боль, Как волны мертвую наяду.Но «Сатирикон» каким-то чудом долгое время оставался острым и язвительным. Позже сатириконовцы начали умело применять эзопов язык. Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее идею автора. Прибегает к традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам. Эзоп – древнегреческий баснописец.VI в. до н. э. Был рабом, поэтому не мог выражать свои мысли открыто, стал сочинять иносказательные басни. В первом номере журнала редакция обращалась к читателям: «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием». «Сатирикон» позволял себе довольно смелые выходки. Объектами его сатиры становились Государственная Дума, отдельные ее депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов, реакционные журналисты. В 1913 году основная часть сотрудников и редактор «Сатирикона» вышли из состава редакции и приступили к изданию журнала «Новый Сатирикон», издававшийся до1916 года. После революции он был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции. по страницам ЖУРНАЛА «Сатирикон» Советская печать открыла кампанию «на повышение культуры советского человека».А вот культуру-то сунуть и некуда! Об открытии винных лавок– Эх, брат-чухна, несчастный ты человек! И деньги у тебя есть, а выпить негде! То ли дело, скажем, я – пей, сколько влезет!– Ну. и пей себе…– Да… не на что… Политическая сатира против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны Бойкот всего немецкого– Что у нас нынче на обед? Ка-ак? Шницель по-венски? К чёрту шницель! Лучше буду голодный!.. … и т. п. Борьба с религией– Ах, зачем эти лучи свободы и щедрости своей осветили не только наши смиренные души, но и наши смиренные сундуки. Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить «Сатирикон». В 1931 году Марк Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.