Презентация к методическому семинару Формирование коммуникативной компетенции


Сяйджафярова Ольга НиколаевнаМБОУ Лопатинская СОШСергачского районаФормирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка Актуальность проблемы На современном этапе развития образования главной задачей является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Базовые компетентности современного человекаинформационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Основные аспекты коммуникативной компетенцииписьменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация ФФффПомочь овладеть русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности.Создать условия для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.Содействовать развитию у школьников способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения.Обеспечить развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию.ПринципыдиалогичностьинтегрированностьРазвивающуюнаправленностьФормирование коммуникативнойкомпетенцииСредствамиУчебникДидактические материалыРечевые таблицы, схе-мы, алгоритмы рече-вого действияОграничений и ресурсовМатериально – техническая базаПрограммно – методическое обеспечениеУмения и навыки выпускника Материал учебного курса, средств и способов обучения соотносить с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка, учитывая возрастные особенности;Овладение текстом в ситуации речевого общенияТекст – основная дидактическая единицаСоздание языковой средыСодержательный компонент Ситуативные упражненияМоделирование условий порождения и восприятия текста (высказывания) Сочинения и изложения, групповая работаПроектная деятельностьФакультатив «Основы грамотной речи»Кружок «К тайнам слова: лексика и фразеология»Деятельностный компонент Результативный компонент Результативный компонентвысокий уровень овладения анализом текста;повышение качества письменной речи по параметрам: содержательность и речевое оформлениеПовышение качества устной речи по параметрам: уникальность, осознанность, ответственностьУчастие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. М.: Сигнал, 1999, с. 92.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. РЯШ, №2, 2004. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1982.Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.Степанова Л.С. Система работы с текстом. На уроках русского языка и литературы. М., Вербум-М, 2005.Литература