Презентация по теме: Нарушения свистящих звуков [С-С], [З-З], [Ц]. Приёмы постановки звуков.


Нарушения свистящих звуков [С-С'], [З-З'], [Ц].Приёмы постановки звуков. Подготовила учитель – логопед МБОУСОШ №4 Коростелина Г.К. Правильное произношение звука [С] Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке.Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная.Звучание - шум, похожий на свист. Правильное произношение звука [С'] Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С, и напряжены.Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С, вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют.Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого [С]. Правильное произношение звука [З] Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С'; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука [С]. Правильное произношение звука [З'] Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С'; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.Воздушная струя - узкая, холодная. Правильное произношение звука [Ц] Губы - при произнесении звука [Ц] в нейтральной позиции.Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.Мягкое небо - поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют.Воздушная струя - умеренная. Виды неправильного произношения свистящих звуков: Межзубное произношение (язык высовывается между зубами, и струя воздуха по желобку проходит между языком и верхними зубами). СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – III, VII.Замена звуков [С] на [Ф], [З] и [Ц] на [В] и [ТФ] (из-за формирования звуков между высунутым языком и верхней губой). СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – III, VII.Губно – зубное произношение звуков - замена звука [С] на [Ф], [З] и [Ц] на [В] и [ТФ] (произношение звуков с помощью нижней губы и верхних зубов). СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – любой. Виды неправильного произношения свистящих звуков: Произношение звуков без участия языка. Воздушная струя проходит сквозь сомкнутые зубы, издавая некий шипяще-свистящий шум. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – I, II, III, IV, VII.Кончик языка может прижиматься одновременно к верхним и нижним резцам. При этом он перекрывает ток воздуха, «затыкая» щель между зубами. В результате при произнесении звуков [С] и [Ц] получается взрывной звук [Т]; [З] на [Д]. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – II, III, IV, V, VII. Виды неправильного произношения свистящих звуков: Боковое произношение звуков:Воздух может обтекать прижатый к зубам язык с обоих краёв и с неряшливым шумом выходить изо рта по бокам. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – II, III, VII.Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами, воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпащий шум. Губы в асимметричном положении. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – III, VII. Виды неправильного произношения свистящих звуков: Боковое произношение звуков:Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а справа или слева, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы в асимметричной улыбке. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – III, VII. Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребёнка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух. Виды неправильного произношения свистящих звуков: Замена звуков на правильные или дефектные шипящие: [С] на [Ш], [З] и [Ц] на [Ж] и [ТШ]. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – I, II, III, IV, VII.Замена звуков: [С] на [Щ] или [С'], [З] на [З'], [Ц] на [Т‘С']. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ – I, II, III, IV, VII. Произношение звуков [С'] и [З'] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твёрдых пар, но может оставаться и правильным. Постановка звука [С] Способ I. Постановка звука [С] от звука [Т].Способ II. Постановка звука [С] на вдохе.Способ III. Постановка звука [С] от межзубного звука [С].Способ IV. Постановка звука [С] от правильного [С'].Способ V. Постановка звука [С] от правильного [Ш].Способ VI. Постановка звука [С] от правильного [Ц].Способ VII. Постановка звука [С] с механической помощью. Постановка звука [Ц] Работа над постановкой звука [Ц] проводится от правильно произносимых звуков [Т] и [С]. Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4 При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.Для постановки звука «С» логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука [С] с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4 Звук [3] ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с... В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук. Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4 Звук [Ц] можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс...Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом № 1или № 2у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с... Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4 свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются. Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке свистящих звуков УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ1. «Заборчик» — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы (удерживать под счёт до 5 — 10).Это одно из наиболее важных упражнений для губ в этом комплексе, так как оно является базовым для постановки звука С.2. «Улыбка» — то же с сомкнутыми губами и зубами.3. «Трубочка» — вытягивание губ вперёд, зубы сомкнуты(удерживаем под счёт до 5-10).4. «Бублик» — то же, но губы округлены, видны верхние и нижние резцы.5. Попеременное выполнение под счёт «Улыбка» — «Трубочка».6. Попеременное выполнение «Заборчик» — «Бублик».Пятое и шестое упражнения являются динамическими и они важны для тренировки переключения положения губ из одной позиции в другую. Артикуляционная гимнастика при коррекции бокового произношения звуков Не стоит выполнять сразу все упражнения, их количество и сложность упражнений наращивается постепенно.1. «Накажем непослушный язычок» — Язык распластан на нижней губе, шлёпаем его губами: «Пя-пя-пя». Этим же упражнением заканчиваем комплекс и вставляем его, если язык чрезмерно напрягается, особенно после упражнений 4, 5, 6.2. «Лопаточка» — Под счёт до 5 — 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе.3. «Почистим нижние зубы» — Губы в положении «Заборчик», приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.4. Это упражнение без названия для укрепления мышц боковой поверхности языка. Улыбнуться одним уголком рта, при этом надо зажмурить одноимённый глаз, затем то же на другую сторону.5. «Футбол» — Кончик языка упереть в щёку с внутренней стороны, удерживать под счёт до 5, затем делать на другую сторону. Артикуляционная гимнастика при коррекции бокового произношения звуков 6. «Чесать» кончиком языка попеременно то левую, то правую щёку с внутренней стороны.7. «Кто дальше загонит мяч» — Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.8. «Фокус» — Из положения «Чашечка» дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.9. «Катушечка» — Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка находится за нижними зубами при этом широкий язык (средняя его часть) высовывается изо рта и боковые края зыка прикусываются зубами. Получается «Катушечка», следить, чтобы катушечка получилась ровной. Удерживать под счёт до 5-10.10. Язык в положении «Катушечка». Дуть на «катушечку», следить, чтобы воздушная струя шла по центру языка. Артикуляционная гимнастика при межзубном произношении звуков При межзубном произношении частой причиной является слабость круговой мышцы рта.  У таких детей рот обычно приоткрыт. И если даже логопедом поставлены звуки, то автоматизируются они с трудом. Так как же укрепить круговую мышцу рта? Предложенные упражнения артикуляционной гимнастики помогут в этом. 1. Удержание полоски твёрдой бумаги (картон) губами во время просмотра мультиков на 5 минут.2. Перекатывание воздуха из щеки в щёку слева — направо и сверху-вниз.3. «Спусти шарик». Выпускать воздух из надутых щёк маленькими порциями.4. Удерживание во рту небольшой порции воды, не проглатывая и не разжимая губ.5. «Буря в стакане» — бурление воды соломкой.6. Заложить ватные тампоны между губой и зубами вверху и внизу и произносить П-Б-М-И.7. Покусывание соломки от коктейля между боковыми зубами. Палочку двигать из стороны в сторону. Литература, используемая при создании данной презентации: Марина Полякова «Самоучитель по логопедии» Универсальное руководство, Москва 2008г.Сайт «Студии правильной речи» Натальи Перфиловой.