Презентация к педсовету Создание здоровьесберегающей среды в ОУ


«Создание здоровьсберегающей среды в ОУ как условие повышения качества образования» план Введение 3-5 1.Общее представление о здоровьесберегающих образовательных 6-10 технологиях. 2.Анализ здоровья участников образовательного процесса 11 - 15 3.Факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся 16-22 4.Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики23- 37 Список использованной литературы 49  Введение Одним из показателей качества образовательной подготовки школы является уровень здоровья ее выпускников, на который оказывают влияние как внешние факторы(наследственные заболевания, семья, окружающая среда и т.п.) так и внутренние факторы (здоровье сберегающая или здоровье разрушающая среда школы).Педагогический коллектив с 2005 года вплотную работает над созданием и развитием здоровье сберегающей среды в образовательном процессе. Современная школа- большой и сложный механизм здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас по- своему несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает данное учебное заведение. Каждый работающий в сфере образования может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учебном заведении- это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в ВУЗы, итоги предметных олимпиад, результаты ЕГЭ. Но не только эти параметры определяют качество образования.Коллектив нашей школы считает, что самым актуальным является ребенок, с которым мы работаем.Мы согласны с мнением большинства педагогов. что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка.Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать. 1.Общее представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях. Здоровье-это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции Современный ребенок попал под пресс неблагоприятных факторов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ ,боевики. Все быстрее в нашу жизнь входят компьютеры, в которых дети «пропадают».Игры затягивают их, и это становится болезнью. Гиподинамия-проблема нашего времени. Книги интересуют детей все меньше.Одним из направлений в работе педколлектива является деятельность, направленная на здоровьесберегающую организацию учебного процесса-Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье-сберегащей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегащими образовательными технологиями. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегащим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровье-сберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся Анализ здоровья участников образовательного процесса Принципы здоровьесберегающей педагогики Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления. Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровье-сберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения. Принцип сознательности и активности - нацеливает на форми­рование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Педагогический коллектив школы с 2005 года вплотную работает над созданием и развитием здоровьесберегающей среды в образовательном процессе: – реализация педагогической системы психолого-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе; – обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов; Ежегодно на базе МУЗ « Ленинская ЦРБ»обследуются учащиеся 8-9 классов. Школьный мониторинг уровня здоровья проводится ежегодно в виде диспансеризации и локальных исследований уровня физической подготовленности, физического развития, общей и хронической заболеваемости. В марте 2016 г.25 учащихся отдыхают в ЛФК «Велегож» Заболева-ния 2012-2013 2013-2014 2014-2015 Сердечно-сосудистые 2,8 % 3,3% 3,5 % Почек 3% 4% 4% Органов пищеварения 4,0 % 4,2% 4,0% Органов дыхания 2,6% 2,3% 2,5% Эндокринной системы 3% 1% 1% Лор-заболевания 2% 2% 2% 3 Распределение учащихся по группам здоровья Учебный год 2013 2014 2015I группа 33% 31% 29% II группа 65 % 65% 71%III группа 2% 2% -Известно, что здоровье учащихся заметно ухудшается в периоды максимального школьного стресса (к концу I года обучения, при переходе на предметное обучение, в выпускных классах и т.п.). Причем, если в начальной школе основная ротация происходит между I и II группами здоровья (функциональные нарушения), то к концу курса обучения наблюдается хронизация заболеваний детей из I во II группу здоровья.  Уровень физической подготовленности имеет тенденцию к снижению. Ежегодно возрастает количество детей, способных сдавать физкультурные нормативы только в щадящем режиме из-за ограниченных возможностей здоровья. Все проблемы можно объяснить снижением уровня жизни населения микрорайона, ухудшением социально-бытовых условий, снижением уровня здоровья (в том числе и репродуктивного) народа в целом. Важное значение в современных условиях имеет физическое развитие учащихся. Увеличивается количество детей, имеющих отклонения, связанные с дефицитом или избытком массы тела, т.е. дисгармоничное развитие. В школе есть определённая группа риска, но процент учащихся, относящихся к этой группе значительно снизился за последние три года ). Учительство, как профессиональная группа, отличается также невысокими показателями здоровья. Диспансеризация показала, что 82% педагогов школы страдают теми или иными хроническими заболеваниями. Этот показатель имеет тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в школе. Так, для педагогов со стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». Поэтому, одной из главных задач школы сегодня является сохранение и поддержка здоровья не только учащихся, но и учителей. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% -от внешне-средовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Таким образом, появляется дополнение к известному определению: образ жизни ­это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие пол Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Свидетельством психического здоровья школьников в значительной мере является выполнение ими всех требований и функций школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебными программами; соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, родителями и посторонними взрослыми. Тем не менее, у школьников наблюдается рост всех заболеваний и, в частности, нервно-психических. Причинами таких заболеваний, помимо конфликтов школьной жизни, выступают события, происходящие и за пределами школы, но оказывающие иногда более сильное негативное воздействие на успешность обучения. В частности, это зрелища повышенной эмоциональности, в том числе конфликты, которые возникают как в семье, так и в среде сверстников. положительную или отрицательную реакцию). Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Свидетельством психического здоровья школьников в значительной мере является выполнение ими всех требований и функций школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебными программами; соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, родителями и посторонними взрослыми. Тем не менее, у школьников наблюдается рост всех заболеваний и, в частности, нервно-психических. Причинами таких заболеваний, помимо конфликтов школьной жизни, выступают события, происходящие и за пределами школы, но оказывающие иногда более сильное негативное воздействие на успешность обучения. В частности, это зрелища повышенной эмоциональности, в том числе конфликты, которые возникают как в семье, так и в среде сверстников. Оснований таких болезней много: одни из них коренятся в семье, другие - в школе. К числу первых можно отнести: наследственные болезни; несоблюдение матерями рекомендаций врачей во время беременности; родовые травмы; неполноценное и нерегулярное питание; трудные материальные условия; ненормальные отношения в семье; работа будущих матерей во вредных для здоровья условиях; отсутствие контроля за здоровьем ребенка со стороны родителей. Вторую группу причин составляют образовательные, обусловленные отсутствием необходимых условий, должной диагностики и контроля за здоровьем учащихся: скученность в классах, слабая освещенность кабинетов и помещений, не соответствующий медицинским нормам воздушно-тепловой режим в аудиториях, слабое знание психофизического состояния учащихся, недостаточный контроль за их здоровьем со стороны медицинских работников и педагогов, отсутствие вовремя проведения занятий положительного эмоционального фона, плохая организация занятий по физической культуре, эпизодичность профилактических мероприятий по предупреждению заболе­ваемости обучающихся и воспитанников, ненормальные взаимоотношения в педагогических и ученических коллективах и т.д. Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как противоположные действия повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Показательно, что среди факторов, определяющих готовность учащихся к формированию здорового образа жизни, на первое место сами школьники выдвигают недостаток знаний, на второе - настойчивость и силу воли, на третье - отсутствие подходящих условий, лишь на последнее - нехватку времени. Таким образом, одним из ведущих внутренних факторов становится мотивация. Мотивация - внутреннее побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности. Нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить вести человека здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль поведения. . чтобы определить концептуальные подходы совершенствования воспитательно-оздоровительной работы с учащимися, необходимо остановиться на основных факторах, обеспечивающих возможность здорового образа жизни конкретной личности, на которые указывает И.И. Соковня-Семенова. 1. Способность к рефлексии Рефлексия - это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий. Способность к рефлексии напрямую связана с понятием «здоровый образ жизни», поскольку полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них в половине случаев лежит воля - способность человека к самоопределению и самоуправлению деятельностью и психическими процессами. Таким образом, здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье потомков. 2. Состояние различных видов пространства Пространство - это форма существования материальных объектов и процессов. Пространство - философ­ская категория, но, не углубляясь в философию, остановимся на материальных субстратах, основах пространства, имеющих непосредственное отношение к здоровому образу жизни человека. Первое пространство, которое влияет на здоровье, ­климатическая зона. Климат характеризуется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнечной радиацией и сезонными колебаниями этих показателей. У здорового человека есть важная для жизни способность адаптироваться к новым климатическим условиям. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики Второе пространство - это жилище, которое характеризуется температурой, влажностью и средней нормой жилой площади на человека. Она рассчитывается из объема воздуха, который должен составлять около 30 м3 за час. При высоте помещения около трех метров и однократном обмене количество кислорода будет перекрывать потребности человека. В детских учреждениях на одного ребенка дошкольного возраста воздуха должно приходить­ся 10 м3 при трехкратном обмене, в младшей школе ­20 м3 (при трехкратном обмене).Третье пространство - пододежное. Температура, влажность и движение воздуха в этом пространстве обеспечивают нам не только температурный комфорт, но и создают комфорт психологический. 3. Рациональное питание Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи. Пища - источник белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и некоторых витаминов. При распаде 1 г белков дает 4,1 ккал, 1 г углеводов - З,7 ккал, 1 г жиров - 9,3 ккал. Суточная потребность детей 4-6 лет составляет 2 000 ккал, при этом 10% энерготрат идет на основной обмен - это количество энергии, затраченное на поддержание жизнедеятельности основных систем. Детям 7-10 лет требуется 2 300 ккал в сутки. Основное требование к содержанию питания - соотношение белков, жиров и углеводов. Оно должно быть соответственно 1:1:4. 4. Приемлемый режим труда и отдыха Условно труд можно разделить на умственный и физический, а отдых - на активный и пассивный. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одним из направлений работы педагогического  коллектива является деятельность, направленная на  организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром воспитание культуры здоровья развитие творческих способностей мотивация на здоровый образ жизни научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни внедрение инновационных педагогических технологий принятие участия в научно-практических конференциях Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Задача школы  — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем. Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир. Коллектив школы   видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.  Создание ситуации успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы. Организуя учебно-воспитательный процесс, педагогический коллектив стремится к строму соответствию показателям  рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были: объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы); занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий). В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в  учебном процессе, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, и функционирование в школах медицинского, стоматологического кабинета для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секцийЭкологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак — не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии  основаны на:возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Для того, чтобы предотвратить влияние  факторов риска в школе разработана    система мер, включающая  Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Проводимые силами педколлектива мероприятия по созданию здоровьесберегающего пространства школы дают положительные результаты. Качество обученности учащихся за последние три года выше региональных показателей.( средний балл по предметам-4,0) В 2010-2011 учебном году 17 выпускников были награждены серебряной медалью «За особые успехи в учении» ,в 2011-2012 учебном году 25% выпускников было награждено золотой медалью «За особые успехи в учении». Ежегодно от 17 до 20 % учащихся по итогам года награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении» Учащиеся школы являются победителями 2 (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников. Наши школьники принимают активное участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах исследовательских работ, завоевывая дипломы победителей и призеров.(С 2008 по 2010 год 5 учащихся школы стали победителями муниципального конкурса способной и талантливой молодежи Ленинского района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ежегодно на базе школы работает лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко», который посещают учащиеся 1-8 классов. Четырехразовое питание ,ежедневные прогулки на свежем воздухе, игры, конкурсы, беседы проводятся ежедневно. Неотъемлемая часть оздоровительной работы -послеобеденный сон для учащихся начальных классов.В летний период оздоровительной работой охвачено 98% учащихся. Управление воспитательно-оздоровительным процессом. Современная система образования недостаточно учитывает состояние здоровья подрастающего поколения. Практически вся традиционная конструкция школьной жизни сориентирована на подавление и закрепощение психо­физиологической основы личности. Сложности, возникающие в процессе воспитательно-оздоровительной работы в ОУ, условно можно подразделить на семь групп. Первая группа - отсутствие необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению учащихся, в том числе. тренажерных и спортивных залов, комнат психологической разгрузки, игровых комнат, физкультурно-оздоровительных площадок, медицинского кабинета, санитарно-гигиенических комнат и т..п. Вторая группа - отсутствие научно обоснованной системы воспитательно-оздоровительной работы ОУ; отсутствие информации по воспитательно-оздоровительной работе, а также недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по организации и формированию здорового образа жизни учащихся. Третья группа -отсутствие координации воспитательно-оздоровительной работы в ОУ и возможности ее адаптации, интеграции в другие педагогические системы, трудности, связанные с оценкой качества. Четвертая группа - разобщенность оздоровительной работы с учебно-воспитательной в ОУ. Особенно это проявляется в процессе обучения: программы, связанные с проблемами здоровья, или разобщены с остальной школьной программой, или охватывают только один учебный предмет. Пятая группа - отсутствие педагогического банка данных по формированию здорового образа жизни учащихся, связи с другими образовательными учреждениями, специализирующимися в области здоровья учащихся и педагогов. Шестая группа - плохое обеспечение ОУ специалистами, занимающимися проблемами здоровья учащихся, особенно медицинскими работниками. Седьмая группа - недостаточная подготовленность школьных работников, родителей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования потребности у учащихся здорового образа и стиля жизни, слабая информа­ционная обеспеченность данного направления в системе «ученик-учитель-родитель». Все эти трудности можно разделить на объективные, которые практически невозможно решить в современной социально-экономической обстановке, и субъективные, вполне реализуемые в психолого-педагогической деятельности.Преодоление трудностей становится возможным при выделении направлений в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы учащихся и педагогов. Приоритетными направлениями можно считать следующие: физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья; проблемы зависимости здоровья учащихся от образа жизни; взаимосвязь здоровья человека и экологической обстановки; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое (рациональное) питание; личная гигиена; профилактика вредных привычек; поведение в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека. Развитие процесса воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения (ВОДОУ) достигается последовательной и целенаправленной работой педагогов в сотрудничестве с родителями. Система ВОДОУ дает положительные результаты, когда она становится частью всей жизни школьного коллектива. К основным направлениям педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся относятся: - формирование ценностного отношения, к здоровью всех участников педагогического процесса; - внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ; - формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей; - отслеживание параметров всех участников педагогического процесса (совместно с психологами, медработниками); - профилактика и коррекция социально вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании); Директор школы - центральная фигура в работе по оздоровлению учащихся. Через классных руководителей и педагогов-инструкторов он направляет деятельность всех органов оздоровительной системы школы по единому плану. На первом этапе практикуются возглавляемые директором еженедельные совещания по воспитательно-­оздоровительной работе. Педагогическое руководство процессом ВОДОУ может осуществляться в двух направлениях. Первое направление - это работа классных руководителей. В масштабе школы она координируется посредством систематических совещаний и семинаров классных руководителей Второе направление - это работа педагогов-организаторов (прошедших курсы лечебной педагогики или педагогики здоровья) по руководству общешкольными ученическими органами, комиссиями, советами. Создание здровьесберегающей среды в ОУ В настоящее время педколлектив нашей школы работает над проблемой создания модели образовательного процесса самоактуализации здоровья, которая обеспечивала бы развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. «Здоровьесберегающая среда в школе». Цель эксперимента: Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ. Задачи:1. Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.2. Изучение литературы по проблеме и особенностей учебно-воспитательного процесса.3 Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение личностно- ориентированных технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию здорового образа жизни.4. Внедрение здоровьесберегающих мероприятий в образовательный процесс 5. Анализ и обобщение полученных результатов. Объект : Образовательный процесс в школе 3 ступени.Предмет: Пути и способы сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе создания здоровье-сберегающей среды в образовательном процессе.Гипотеза: Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение Ожидаемый результат: 1. Будет увеличено количество детей, сохранивших свое психическое и физическое здоровье;2. Выпускники школы будут владеть знаниями о ЗОЖ и осознавать ответственность за свое здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем;3. Многосторонняя образовательная деятельность и воспитательная работа станут основной для самореализации личности и развития способностей;4. Повысится уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения;5. Учитель, как участник создания здоровьесберегающей среды, будет строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здровье-сберегающих технологий и повышение педагогической культуры.Методы и методики исследования.Эмпирические:- мониторинг заболеваемости учащихся-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов- методы самоанализа и самодиагностики- метод наблюдения- анкетирование - тестирование   Заключение Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.М.М.Безруких,В.Д.Сонькина «Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология анализа, формы, методы, опыт применения» .М,20022.И.З.Гликман «Теория и методика воспитания» М,20023.Е.А.Дегтярев,Ю.Н.Синицын «Управление современной школой» Выпуск 8.Педагогика здоровья. Ростов на Дону «Учитель» 20024.Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова «Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию» М,20005.В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» М, Вако,20046.В.Р.Кучма,Г.Н.Сердюковская «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников», М,20007. Н.К.Смирнов «Педагогика и психология здоровья» М, АПК и ПРО 20038.Н.К.Смирнов «Здоровье сберегающие технологии в работе учителя школы» М, АРКТИ,20039. И.И.Соковня-Семенова «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь» М,200010. Г.Н.Петровский «Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор» М,НИО,200011 Гигиенические проблемы. Основы здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара 2003