Презентация к уроку Сложные предложения с разными видами связи ( 9 класс)


Понятие о сложном предложении с разными видами связиВыполнила: Чванова И.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Б-Якшенской ООШ Бутурлинского района В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся:1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). Схема этого предложения:                 2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). Схема этого предложения: 3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов). Схема этого предложения: 4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. Схема этого предложения: В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы, например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. Схема этого предложения: Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится! По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.Горизонтальная схема: [   ]1, и, (когда – союз)2, [   ]3.Вертикальная схема: [   ]1, и [   ]3.                                         врем.↓                                    (когда – союз)2 Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться. В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза. Образец разбора:Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства исчезали а книга оставалась.В этом предложении можно выделить 3 грамматические основы: 1)жизнь оседала; 2) племена, люди, государства исчезали,; 3) книга оставалась. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства исчезали а книга оставалась. Следовательно, данное сложное предложение состоит из трёх простых предложений:1) Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге;2) племена, люди, государства исчезали; 3) а книга оставалась. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге/1: племена, люди, государства исчезали/2, а книга оставалась./3 Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:а) 2 – 3 : племена, люди, государства исчезали/2, а книга оставалась./3 - это сложносочиненное предложение со значением противопоставления;б) 1:2: вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали – это бессоюзное предложение, отношения пояснительные (2 пр. поясняет, конкретизирует содержание 1)Предложения 2 и 3 содержат сочинительные средство связи – союз а. Предложения 1 и 2,3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют. 4. Вертикальная схема сложного предложения не строится, т.к. нет подчинения.Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и сочинением. 5.Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. 6.Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока.7. I блок составляет предложение 1 ; II блок – предложения 2 и 3 .II блок (предложения 2 и 3) – это сложносочинённое предложение. 8.Горизонтальная схема предложения:[ ]1: [ ]2, а [ ]3 . 9.Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом: Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Порядок синтаксического разбора сложного предложения При анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного. 2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного. 3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом. 4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного. 5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие). 6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений. 7. Установите отношения внутри каждого блока. 8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения. 9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения. Шаблон.Это предложение состоит из_________ простых предложений; предложения можно разбить на______ блок(а,ов); в 1 блок входят _____________предложени(е,я), они представляют собой____________________ предложение с __________________________; если СПП, то : придаточны(м,ми), связанными между собой при помощи___________________________ с _________________________ подчинением.Во 2 (3,4 и т.д.) блок входят _____________предложени(е,я), они представляют собой____________________ предложение с __________________________; если СПП, то : придаточны(м,ми), связанными между собой при помощи___________________________ с _________________________ подчинением.Схема предложения: _____________________________________________________________Центральная связь -___________________________________________Знаки препинания расставляются следующим образом: между блоками______________________________________, между простыми предложениями:_______________________________________________________________________________________________________________________ Домашнее задание: 1. Выучить теоретический материал, пользуясь конспектом лекции;Пользуясь шаблоном, сделайте синтаксический разбор предложения. Написать мини-сочинение-рассуждение и книге и чтении, используя материал урока.