Презентация по русскому языку на тему «Готовимся к ГИА. Сложные предложения с разными видами связи»


ГИА. РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС». СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Ткаченко Елена Ивановна,учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса Виды связи в сложном предложении союзная бессоюзная сочинительная подчинительная Сочинительная связь обнаруживается между частями сложносочиненного предложения.Сочинительные союзы: и, а, но, да (=и, =но), ни…ни и т.п.Подчинительная связь обнаруживается в сложноподчиненных предложениях.Подчинительные союзы: что, чтобы, если, когда, потому что, так как, хотя, который и т.д. 1) Я долго не мог заснуть, а 2) за окном стучали топорами, 3) потому что в деревню приехали дровосеки.(1 и 2 части – союзная сочинительная связь, сочинительный союз а; 2 и 3 часть союзная подчинительная связь, подчинительный союз потому что)1)Он думал: 2) зима скоро закончится, но 3) его зубы стучали от холода.(1 и 2 части – бессоюзная, 2 и 3 – союзная сочинительная) 1)Снег таял, 2) птицы возвращались домой, и 3) холод постепенно отходил от сердца.(1 и 2 – бессоюзная связь, 2 и 3 – союзная сочинительная)1)Так оставьте ненужные споры –2)Я себе уже все доказал;3)Лучше гор могут быть только горы,4)На которых еще не бывал.(1 и 2 – бессоюзная, 2 и 3 – бессоюзная, 3 и 4 – союзная подчинительная) СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 32–37 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.35 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.– Откуда у тебя цветы? –спросила учительница.–Это мне Витя подарил,(5) –спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.3, 7 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 12–23 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (12)Сергеева –артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:–(14)Ты её любишь?–(15)Нет, –улыбнулся парень. –(16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.22 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 26–32 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.28 В ПРИВЕДЁННОМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.1 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. –Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да?–Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке.3,4,5 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 5–12 НАЙДИТЕ БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.12 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 18–25 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. –(18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:–(23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!18 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 23–26 НАЙДИТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕРА ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. (23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь.25, 26 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. –Спасибо,(1) –сказал Назаров,(2) –но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? –Нет,(6) нет,(7) –поспешно сказала Сергеева. –Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.5, 8 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 12–16 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать –я сообразила уже тогда –очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала –они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.16 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 29–33 НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (БЕССОЮЗНОЙ И СОЮЗНОЙ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ) МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. –(29)Я ведь не так, я по делу...(30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...(31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться –уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна –вся наружу, что ей просто нельзя не верить.33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Открытый банк заданий ГИА-9 // Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/Троснецова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2013.