Разработка урока по истории на тему Государство Огузов /IX-XI вв/


Огузское государство (IX — нач. XI вв.)10 классУчитель историиКултаева Акмарал
Махмуд Қашгари Әл-Марвази 24 племени 12 племени В среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей был городЯнгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.В VII веке огузские пле­мена входили в состав Тюркского каганата. После падения Тюргешского и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу вытеснены карлуками в регион Сырдарьи.Огузы встретили оже­сточенное сопротивление племен канлы и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены пе­рекочевать на запад. В состав огузов входили индоевропейские и финно-угорские племе­на, перенявшие тюркскую культу­ру и язык. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен,аль-Марвази упоминает, что количество племен снизилось до 12.
Государственное устроиство1/ Верховный правитель но­сил титул джабгу (ябгу), власть передавалась по на­следству.2 Наследники джабгу носили титул инал,3 атабеки, наставники назначались   для воспитания инала4 Важную роль играли военачальники - сюбаши.5 У джабгу были и советники - коль еркины.



Политическая история Огузское государство подчинило печенегов между Волгой и Уралом. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Свя­тославом был заключен военный союз против хазар, разгромлен Хазарский каганат. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против волжских булгар в По­волжье.Во внешней политике огузские правители преследовали две цели: захватить богатые лугопастбищные земли на бе­регах реки Дон, в Причерноморье; захватить важней­шие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт. Многолетние войны, возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен в период правления хана Али в кон­це X - начале XI вв. Огузский город Дженд захватили сельд­жуки.Расцвет Огузского государства начался в период правления Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хо­резм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки оконча­тельно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать.
ХозяиствоОгузы занимались полукочевым и полуосед­лым скотоводством. Ибн Хаукаль писал о разведе­нии огузами кара­кульских овец. Животноводческая продукция использовалась для торговли со Средней Азией и Китаем. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи. Основным, относительно высокоразвитым видом ремесла была переработка животноводческой продукции. 
Распад государсва. Шахмалика в 1041 году завоевал Хорезм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать.

О столице Огузов-Жанкент В Казалинском районе Кызылординской области ведутся раскопки древнего городища огузов.Жанкент (или Янгикент, как его еще называют) находится в 25 километрах от старого Казалинска. В некоторых исторических документах город упоминается еще как Аль-Карьят-аль Хадиса, Дихи-наз, Шехркент и Жанагузия. Располагался он на Великом Шелковом пути. По предположениям археологов, город возник в первые века нашей эры, в письменных же источниках упоминается с Х века. Причем древние историки писали о нем как о столице и культурном центре государства огузов. Легенда о гибели ЖанкентаПо одной из версий в Жанкенте жил и творил великий Коркыт. Интересно то, что одним из первых, кто записал легенды погибшего города, был русский художник В. Верещагин. Об этом даже упоминается в современных глянцевых альбомах живописи: "Господин Верещагин не производил расследования, а только заметил присутствие в городе жженого кирпича, множество человеческих и животных костей, много кувшинов из глины и лепные орнаменты из обожженной глины". Было это в 1867 году. В том же году Российская императорская археологическая экспедиция поручила более подробные описания этой местности ориенталисту П. Лерху. В его отчете Русскому географическому обществу есть такие строки: "Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, видимо, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы".Сейчас ученые высказывают о том, Правитель Жанкента взял в жены красавицу дочь святого Карабуры, жителя Хозрета. Поехал хан на охоту, но забыл дома колпачок ловчей птицы. Отправил за ним раба. Раб, увидев красавицу госпожу, лишился чувств. Раздраженный долгим отсутствием подданного, хан заподозрил жену в измене, отрубил ей левую руку, и этот поступок зятя Карабура увидел во сне. Поспешил отец оскорбленной недоверием дочери к хану. Заявил, что невиновна она и мужу не изменяла даже в помыслах.– Пусть доказательством станет возвращение руки, – молвил святой.И рука у юной женщины появилась снова. В тот же миг превратилась она в птицу и улетела, а на город напали полчища змей, истребив всех людей.. . Находки археологовКак сообщил на недавней международной научно-практической конференции на тему "Роль и место столицы огузского государства Жанкента в археологических исследованиях Приаралья" директор Института археологии им. Маргулана Карл Байпаков, археологические раскопки показывают, что городище было основано в VIII веке племенами огузов, от которых, как считают ученые, впоследствии произошли нации казахов, киргизов, узбеков, туркмен и других. Здесь было высоко развито гончарное ремесло, чеканились монеты, производился строительный материал.Раскопки показали, что в Жанкенте был проведен водопровод и даже канализация. Но самым главным является его политическое значение – здесь проходила северная часть Великого Шелкового пути, которая соединяла Азию и Европу. В XIV веке Жанкент начал восстанавливаться и быстро стал одним из центров арабско-мусульманской культуры. Но со временем Шелковый путь стал проходить уже в других местах. Видимо, по этой причине, а может, и из-за частых набегов джунгар и калмыков жители Жанкента и других близлежащих городов – Жента, Куюк-кескена и Куюка (в этих местах тоже ведутся археологические раскопки) – стали покидать родные места и переселяться на узбекские земли и на берега Урала. В 1946 году научная экспедиция под руководством С. Толстова провела аэрофотосъемку места, где расположен Жанкент, и составила археологическую карту. При раскопках города были обнаружены различные украшения, домашняя утварь, монеты.К детальному изучению этих мест вновь приступили только после 2004 года, и теперь из года в год древнее поселение раскрывает потомкам свои тайны. Научный сотрудник этого же института Эмма Зиливинская рассказала о том, что раскопки проходят в двух частях городища, условно названных "цитадель" и "богатая усадьба". Если в первой найдены наконечники стрел, монеты и другие предметы, то при раскопках "усадьбы" обнаружено 12 помещений, в которых нашли предметы домашней утвари и гончарные изделия. Раскопки продолжаются и по-прежнему удивляют новыми находками, которые подтверждают тесные связи низовьев Сырдарьи и Волги в средние в .Раскопки Джанкента выявили планировку цитадели, уличную сеть, дворцовые постройки, фортификацию, керамику огузского типа, алтари, курильницы, датированные XI–XII веками. Как известно из письменных источников, в начале XIII века город Янгикент был взят монгольским отрядом, руководимым ханом Джучи. В отличие от Сыгнака, Ашнаса, Барчкента, жители которых оказали монголам сопротивление и были разрушены, Янгикент был сдан без боя и избежал погромов. Но тем не менее он был перенесен на другое место — 1,5 километра на северо-запад. Сейчас большая часть послемонгольского городища занята современными застройками, поэтому определить его границы по выходам культурного слоя удается с трудом. Перенесенный Янгикент, находясь в узле караванных дорог, был одним из крупных центров улуса Джучи. Современный Янгикент Қорқыт ата
Надгробный памятник Коркыт-Ата на месте мавзолея .На берегу Сырдарьи на месте где в 1980 году соорудили мемориальный комплекс Коркыт-Атаи, еще в 1950 года стоял, по преданию, мавзолей Коркыта - создателя кобыза, певца, композитора, акына, покровителя поэтов и музыкантов. Этот памятник был построен из сырцевого кирпича, имел круглый план и шестипирамидальный купол, то есть воспроизводил существенные признаки строительства сырцовых мавзолеев древней дельты Сырдарьи, ими­тировал внутренность юрты. Мавзолей возведен над могилой великого самобытного композитора-баксы.Выдающаяся личность своего времени, Коркыт являлся ярким представителем эпохи распада тюркского общества на отдельные улусы. Тюрки, некогда владевшие Великой степью, волею истории отпочковались от основного корня.В годы жизни Коркыта - период с конца VIII в. до начала IX в. - Дешти-Кипчак в основной массе еще не принял мусульманство. Ислам только начал распространяться. Всякая религия не сразу воспринималась любым народом. Истории известен факт, когда китайцы отвергали буддизм и вели жесточайшую борьбу против него. В начале нашей эры на Среднем востоке отчаянное сопротивление оказывало иному вероисповеданию несторианство.Время, когда жил Коркыт, характеризуется не только распадом великой Тюркской империи, но и другим не менее важным событием в жизни тюрков - проникновением ислама, религии, доселе неизвестной (ААскаров. 1998). Коркыт, являвшийся тенгрианцем, язычником, не мог принять новую религию. Ислам в среде кочевых народов распространялся силой оружия. Народ, исповедовавший тенгрианство, не мог так просто воспринять ислам, религию, чуждую привычным нравам, обычаям и психологии,формировавшейся на протяжении веков. Ч. Валиханов писал :" Коркыт был первым, кто научился играть на кобызе, был первым баксы".