Презентация для классных руководителей 5-8 классов Психологические особенности учащихся среднего звена


Психологические проблемы учащихся среднего звена в помощь классному руководителю 5-8 классов Школьная адаптация приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Проблемы пятиклассников возрастает состояние стресса;увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям;кабинетная система и много учителей-предметников;сложность адаптации к учителям;анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;переутомление;многообразие и отличие от начальной школы приёмов работы на уроке;отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению. Интенсивное половое созревание и развитие.Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности.Ведущая деятельность – общение со сверстниками.Формирование самооценки и характера.Возможно возникновение дезадаптивных форм поведения.Развитие логического мышления.Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность и противоречивость.Формирование самосознания своего «Я».Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.Возникает чувство «взрослости».Новообразования: социальное сознание и самосознание, самоопределение. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (11 – 14 лет) Американский психолог А. Гезел отметил: 11 лет – ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.12 лет – ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет – подросток. Обращенность во внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. Возрастные особенности младшего подростка (от 11 до 12 лет) Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье.Повышенная утомляемость.Стремление обзавестись верным другом.Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.Отсутствие авторитета возраста.Устойчивость первого впечатления.Отвращение к необоснованным запретам.Восприимчивость к промахам учителей.Отсутствие адаптации к неудачам.Переоценка своих возможностей.Тенденция предаваться мечтаниям.Ярко выраженная эмоциональность.Лабильность мотивации учения. Возрастные особенности старшего подростка (от 12 до 14 лет) Потребность в энергетической разрядке. Отсутствие экономии в поступках.Потребность в самовоспитании. Активное подражание идеалу.Отсутствие выносливости к эмоциональным нагрузкам.Половое любопытство.Подвержен эмоциональному «заражению».Значимость истины и справедливости. Критичность. Бескомпромиссность.Потребность в автономии.Адаптация к одобрениям и к неудачам.Отсутствие авторитета возраста.Резкие колебания характера и самооценки.Интерес к качествам личности (и к сверстникам, и к взрослым).Потребность в популярности.Пристрастие к эффектам шокового характера.Отзывчивость на доброту.Чувствительность к разладу в семье.Равнение на взрослых. Потребность «быть».Устойчивость нравственных стереотипов, следование моральным установкам.Учение уходит на «второй план». Особенности личности школьников среднего звена в соответствии с темпераментом меланхолики Упрямство носит пассивно-оборонительный характер; самолюбивы; в состоянии утомления подвержены аффективным реакциям; легко поддаются формированию у них ответственности; обидчивы; восприимчивы к одобрению и порицанию; склонны к уединению; подвержены к психологическим конфликтам; имеют устойчивую самооценку; маскируют свои недостатки; верны в дружбе; предпочитают главенствовать (скрывают это); устойчивы в поведении; склонны к самоанализу; в незнакомой обстановке напряжены; группируются; раньше других приобретают сексуальность; склонны к депрессивным состояниям. холерики Упрямство носит агрессивно-наступательный характер; в поступках нередко руководствуются желаниями; негативисты; сильно подвержены аффектам; с трудом поддаются формированию у них ответственности; общительны, порой навязчивы; переоценивают себя; верховодят в дружбе; ведут себя агрессивно во время конфликта; конфликт с их участием всегда устойчив; бравируют своими недостатками; амбициозны; далеки от внушаемости; не выносят состояния бездействия; не прочь «приобщиться» к взрослой жизни; дотошно пытливы; легко заводят знакомства и также быстро их прекращают; оказавшись в одиночестве ведут себя вызывающе. сангвиники Чаще других выступают в роли орудия чужой воли; легко внушаемы; хвастливы; охотно в классе играют роль «шута»; активны в предъявлении притязаний; бравируют недостатками; склонны переоценивать себя; не ведают психологического одиночества; хорошо налаживают контакты; адаптивны; всегда имеют друзей; агрессивно ведут себя в состоянии фрустрации; меняют тактику поведения в случаях ожидания; порой бахвалятся приобщенностью к «взрослой жизни». флегматики Не прибегают к упрямству; выступают, случается, в качестве орудия чужой воли; если же направление своего поведения определяют сами, руководствуются, как правило, доводами разума, а не желаниями и впечатлениями; легко дисциплинируются, относятся к числу «благополучных» детей; легко формируют ответственность; более равнодушны к одобрению и порицанию; отличаются выдержкой; избегают участвовать в конфликтах; склонны к уединению; равнодушны к собственным недостаткам; играют пассивную роль в дружеском дуэте; в меру самолюбивы и самокритичны; позже всех созревают физиологически. Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания. Причины неуспеваемости подростков пониженная обучаемость школьника;недостатки в развитии познавательных процессов;педагогическая запущенность;интеллектуальная пассивность;индивидуально – типологические особенности;отсутствие адекватной мотивации учения. Нарушения адаптации выражаются в виде: Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи. Виды отклонений в поведении у учащихся во время периода адаптации 5 класссквернословиеэмоциональные расстройства изменчивость настроения гиперактивностьтревожность 8 классопозданияневыполнение домашних заданийуход с урокапропускиэмоциональные расстройства изменчивость настроениятревожность Высокая степень адаптации адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения,быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя, иногда отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем,с первых дней ощущают свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию Средняя степень адаптации несоответствие поведения требованиям школы,не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, небольшие трудности в усвоении учебной программы, к концу первого полугодия реакции становятся адекватными школьным требованиям Низкая степень адаптации не усваивают учебную программу, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем,отчуждение и отрицательное отношение сверстников Факторы, способствующие адаптации учащихся: Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.Скоординированная деятельность педколлектива:по формированию знаний и надпредметных умений,по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации. Рекомендации учителю Не сравнивайте достижения ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программыОтмечайте самые маленькие достиженияПоддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудностиВнимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказатьсяЕсли в классе новичок, узнайте о его здоровьеБеседуя с учеником не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.Более пристальное внимание обращайте на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводить оценки в абсолют. Старайтесь построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишируйте успеваемость учеников перед всем классом. Однако здесь необходимо учитывать индивидуально – типологические особенности учащихся: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.Не сравнивайте учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке». Учитывайте возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.Развивайте познавательные способности учеников. ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, а потом уже ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ Упражнения для повышения самооценки учащихся Можно и нужно использовать при проведении классных часов 1. Упражнение «Позитивные мысли». Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.Задание: дополните фразу: «Я горжусь собой за то…». Вопросы для обсуждения: Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?Где безопасно говорить о таких вещах?Надо ли преуспевать во всем?Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается? 2. Упражнение «Школьные дела». Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни .Задание: дополните фразу:«Я доволен тем, что в школе у меня …» Успешного учебного года Вам и Вашим ученикам! С уважением, Баклажова О.В.,практический психолог Ровеньковской гимназии №1