Презентация для классных руководителей 9-11 классов Психологические особенности развития учащихся 9-11 классов


Психологические особенности учащихся старших классов в помощь классному руководителю9-11 классов Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) Психические новообразования Ведущая потребность девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении. Психические новообразования интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Психические новообразования Расширяется потребность в общении и его «география»большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию» Психические новообразования Поведение носит протестующий характер по отношению к взрослым, демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов. Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Психические новообразования противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой Психические новообразования Значимой деятельностью может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации Учение не всегда становится учебной деятельностью. Этому мешают две основные причины. не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями только к проблеме успеваемости Значимая деятельность вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства. коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы Как нивелировать проблемы учителю Чувство взрослости Положительные проявления:Стремление делать что-то полезное, социально значимоеОтрицательные проявления: Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя) Воспитательное воздействие:Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости. Потребительское отношение к взрослым Положительные проявления:Желание проверить равенство прав со взрослыми Отрицательные проявления: Расширение своих прав и сужение своих обязанностейВоспитательное воздействие:Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования ( ребенок должен чувствовать безопасность) Недостаточный опыт общения Отрицательные проявления: Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций Воспитательное воздействие:Совместный анализ поступков ребенка. Реакция группирования Положительные проявления:Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение Отрицательные проявления: Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует. Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителямиВоспитательное воздействие:Налаживание взаимоотношений в семье. Расширить мир увлечений подростка Самооценка Положительные проявления:Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения Отрицательные проявления: Низкая или неоправданно высокая самооценка.Воспитательное воздействие:Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок. Обстоятельный разбор причин побед и неудач. Ранний юношеский возраст (10-11 классы) Психические новообразования Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения Психические новообразования общее эмоциональное состояние становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков Психические новообразования открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром формируется представление о собственной уникальности Помощь в становлении самосознания Поддерживать представление о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно также убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.Направлять внимание на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.Раскрывать перспективу жизни, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях. Психические новообразования Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное Учебная деятельность становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. приобретает черты избирательности, осознанности. Психические новообразования стремление к доверительности во взаимодействии с взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками. Рекомендации классным руководителям старшеклассников 1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от взрослых, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.Если у вас не получается принять ученика таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.2. Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий учащихся, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие. Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то ученики не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить. 3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.4.Не торопитесь искать виноватых. Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.5.Не афишируйте свою беспомощность. Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания 7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своих учеников.9.Старайтесь говорить правду, подростки очень чутко распознают ложь.Старайтесь вести себя так, чтобы ученики не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут. 10. Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения: Рассказ об аналогичном поступке.Обращение по неизвестному адресу.Остроумная шутка, ответ, замечание.Приём парадокса.Приём незамеченного оскорбления.Авансирование доверием, похвалой.Приём незаслуженного одобрения.Приём моральной поддержки и т.п. Успешного учебного года Вам и Вашим ученикам! С уважением, Баклажова О.В.,практический психолог Ровеньковской гимназии №1