Открытый урок Казахстан в системе ГУЛАГа


ГУ «Аксайская средняя школа»История КазахстанаУчитель истории: Сатубалдинов Р.И.2015- 2016 учебный год Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к прошлому, бережного отношения к памяти жертв политических репрессий. Задачи урока: Раскрыть причины массовых репрессий и депортаций народов в 30-40 годах. Осмыслить масштаб преступлений власти против своего народа.Прийти к выводу о недопустимости повтора трагедии народа в будущем . Историческая справка:Политика переселения людей была не новой и практиковалась в разных странах, в том числе и в царской России.Малообжитые регионы Сибири, Казахстана, Дальнего Востока заселяли в основном ссыльными революционерами и участниками различных восстаний.В годы Советской власти Казахстан явился основным регионом, принявшим на свою землю людей разных национальностей.Хроника депортаций:1938 год – конфликт с Японией. С Дальнего Востока переселяют 100 тысяч корейцев1939 год- начало Второй мировой войны, с западных регионов 102 тысячи поляков.1941 год - в центральный Казахстан переселяют полмиллиона немцев с Поволжья.1944 год – с Кавказа выселяют более полумиллиона чеченцев, ингушей, карачаевцев, башкир, калмыков.1946 год – 4,5 тысячи крымских татар.1948 год – 27,8 тысяч турок –месхетинцев.Вопрос: Как вы думаете, что стало причиной депортации целых народов? Работа с терминами.Задание: самостоятельно, раскрыть значение следующих терминов:тоталитаризм, «враг народа», депортация, репрессия, культ личности, «тройка», ГУЛАГ, АЛЖИР. Диаграмма ВеннаДепортацияРепрессия Е.Б. Бекмаханов занимает видное место в казахстанской историографии, он — первый доктор исторических наук из числа казахов, основатель первой кафедры истории Казахстана в республике, профессор, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР. За свою короткую жизнь (1915— 1966 гг.) благодаря своему таланту, неиссякаемой энергии и огромной любви к истории родного народа, он смог внести заметный вклад в науку и имя его сохранится в памяти народа навсегда. Такое дано не всякому ученому, тем более историку. Согласно ст. 58, п. 10 Уголовного кодекса РСФСР 2 декабря 1952 года Коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы. Он был этапирован в далекий лагерь ГУЛАГа. за написание монографии Е. Бекмаханова «Казахстан в 20—40-е годы XIX века». Историческая личность. Проявление тоталитаризма в КазахстанеАвторитарная диктаторская властьТоталитарный режимФормы проявления Сталинские лагеря и объекты на территории СССР Белбалтлаг - строительство Беломор-Балтийского канала Беломорск - ЛП системы БелбалтлагаБоровичи – ЛП Волголаг - строительство Волго-Балтийского канала (1936-41 гг.)Вологда - пересыльная тюрьма на пути в Архангельск и на Соловки ВолховКамурлаг- Карело-Мурманские лагеряЖ-д Котлас-Воркута, ветка на СалехардЖ-д Рикасиха-МолотовскЖ-д Салехард-Игарка (брошена)ОнегалагПетрозаводскПетроминск - концлагерьСвирьлагСевдвинлагСевдюнлаг - строительство железной дороги Коноша-КотласСКИТЛ - Соловецко-Кемский исправительно-трудовой лагерьСЛОН - Соловецкий лагерь особого назначенияСТЕПЛАГКАРЛАГАЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины Рефлексия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что я знал?Что узнал?Что хочу узнать? Домашнее задание. Тема: «Новый курс» в аграрнойполитике Н.С. Хрущева и его реализация.Подготовить сообщение по теме используя интернет ресурсы.Выучить значение терминов.