Презентация по истории на тему: Реалистическая живопись 70-80 г.г. как отражение поисков нравственного идеала русской интеллигенции


Реалистическая живопись 70-80 г.г. 19 века как отражение поисков нравственного идеала русской интеллигенцииЛекция
Христо́с в пусты́не» - картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написан-ная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государ-ственной Третьяковской гале-реи. Размер картины —180 × 210 см.«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Художник рас-сматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа
Картина «Арест пропагандиста» писалась И. Е. Репиным с 1880 по 1889 год.  «Арест пропагандиста» - это одно из произведений принадлежащих к так называемой "народовольческой серии" Репина
И. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее.
«Тихая обитель» - пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860-1900), на-писанный в 1890 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской гале-реи (инв. Ж-584). Размер - 87,5 × 108 см.Полотно, в сюжете кото-рого переплелись впечатления художника, связанные с не-сколькими  монастырями, бы-В 1891 году картина экспонировалась на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила вПетербурге, а затем в Москве.ло окончено в 1890 году, после поездки Левитана на Волгу.


Тихая обитель (эскиз, дерево, масло, 9 × 16 см, 1890, частное собрание)«Тихая обитель» имела большой успех у посетителей выставки и получила высокие оценки у художественных критиков, что окончательно подтвердило признание Левитана одним из ведущих российских пейзажистов.В том же 1891 году полотно было приобретено для одной из частных коллекций. После революции след картины потерялся, и её местоположение оставалось неизвестным до 1960 года, когда она «нашлась» в другом частном собрании. В 1970 году картина «Тихая обитель» была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

«Боя́рыня Моро́зова» — внушительная по размерам (304 на 586 см) картина В. И. Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.
«„Что есть истина?“ Христос и Пилат» - картина русского живо-писца Николая Николаевича Ге (1831-1894), написанная в 1890 году. Относится к поздним работам художника, является частью «Страстного цикла», созданного в 1880-х-1890-х годах. В том же 1890 году картина приобретена П. М. Третьяковым, ныне находится в Третьяковской галерее.Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна.

«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.»Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36-38
Таким образом, картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь».Картина была впервые представлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряже-нию Священного синода была снята с экспозиции..Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Невреев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовчен-ко, И. М. Прянишников, К. В. Ле-мох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поле-нов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко,П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Виктор Михайлович Васнецов любим многими как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок, мир. Но мало, кто помнит, что свою беззаветную преданность Отечеству Васнецов выразил и в религиозной живописи, где он воспел славу Русской земле - хранительнице Православия.В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

В сюжетах из Священного Писания художник развивал собственную иконографическую линию, основываясь на богатом опыте своих предшественников. Васнецов создал собственный "страстной цикл", в который вошли: мозаики "Распятие", "Несение креста", "Снятие с креста" и "Сошествие во ад" на фасаде храма Воскресения и ныне утраченные фрески "Моление о чаше" и "Несение креста" из храма "Спас-на-водах" в Санкт-Петербурге; картина "Голгофа" для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.«Распятие»картина, 1902 г.«Распятие»1896-1904 г., эскиз фрески


Роспись во Владимирском соборе. Еще одна грандиозная по масштабу и замыслу роспись во Владимирском соборе заслуживает внимания - "Единородный Сын Слово Божие" на своде. Основной идеей сюжета является искупление человеческих грехов Иисусом Христом и победа Господа над смертью, на чем и сосредоточил свое внимание Васнецов.Центральным звеном его композиции стало "Распятие". Васнецов представил Христа в момент смерти, окруженным ангелами, прикрывающими крыльями Его тело. Два ангела поддерживают крест, тщетно пытаясь облегчить страдания Господа. Фоном служит кроваво-красное зарево на небе после затмения.

Это вечное слово Россия, Словно ангельский свет для меня, Словно совести зовы простые, Словно искры снегов и огня.Не напрасен мой путь, не случаен, Там Россия, там пламя и лед. Но до мудрых безумных окраин,Серединная жизнь не дойдет. Надо сердце иметь не такое, Надо душу иную иметь, Надо жить не земною тоскою, Надо песни нездешние петь. Глаз не видит, и уши не слышат, Запечатаны болью уста Там Россия страдает и ищет, Ищет божьего сына Христа!

Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить.У ней особенная стать,В Россию нужно только верить.Ф. Тютчев