Презентация по литературе 11 класс на тему Общественно-культурная ситуация в 1920-1940-х гг.Основные тенденции развития искусства. Октябрьская литература и судьбы литературы


Общественно-культурная ситуация в 1920-1940-х гг. Основные тенденции развития искусства. Октябрьская литература и судьбы литературыО русской литературе 20–40-х годов ХХ века
style.rotationppt_wppt_y
20 – 40-е годы ХХ столетия — один из самых драматичных периодов в истории СССР. По данным средств массовой информации тех лет этот период – время небывалого мужества и героизма, успехов социализма и всеобщего подъёма жизни советского общества. Строительство фабрик, заводов, магистралей, железных дорог и электростанций, достижения советских лётчиков и полярников, успехи учёных - всё это было на самом деле и способствовало выходу страны на новые рубежи производства, науки и техники. Но эти годы остались в истории и как период сложнейшего перелома, тоталитаризма и массовых репрессий.

Незаконные аресты, ссылки, расстрелы, ложь и подозрительность, доносы и предательство, всеобщий страх и массовый голод — к сожалению, это тоже признаки того времени.
Огромное событие, которое определило судьбу не только России, но и всего мира;Дала мощный толчок творческой энергии народных масс;В ситуации выбора оказался каждый автор.РЕВОЛЮЦИЯ:





Советская литератураЛитература русского зарубежья (эмигранты)Русская литература:

«Моя революция»: Маяковский. Попутчики: Блок, Есенин.Внутренние эмигранты: Ахматова, Булгаков. Эмигранты: Бунин, Гиппиус, Куприн. Попутчик — человек, который сочувствует убеждениям или партии, иногда даже сотрудничает с ними, однако не имеет в них формального членства. Принять или не принять революцию?










Советская литератураПроцессы, происходившие в жизни, оказывали большое влияние и на развитие литературы этого периода. В произведениях 20–30‑х годов ведущей становится тема революции и гражданской войны.

Революция 1917 года разделила писателей не по степени таланта, а по верности служению власти. Продолжают создавать свои произведения и писатели, не разделяющие триумфального шествия революции, понимающие весь ужас происходящего. Свой взгляд на революцию изнутри предлагает Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия». 


Исаак Бабель в сборнике небольших новелл на тему гражданской войны «Конармия» показывает весь хаос братоубийственного противостояния, сложные взаимоотношения интеллигенции и простого народа. Произведение было охарактеризовано как отход от советской действительности, поскольку слишком резко, с точки зрения власти, была изображена революция, а также не показана роль партии. В результате И. Бабель был обвинён в шпионаже и расстрелян.

Поэт Максимилиан Волошин, так и не принявший «ни красных, ни белых», в стихотворении «Гражданская война» показывает всю трагедию отдельного человека в этот период:…И там и здесь между рядамиЗвучит один и тот же глас:«Кто не за нас — тот против нас.Нет безразличных: правда с нами».А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.




Как свидетельство нарастающей тревоги за будущее в литературе этого периода развивается жанр антиутопии, для которого характерно описание тоталитарного или другого государства с негативными тенденциями развития. Так, в произведении Евгения Замятина «Мы» показана картина жизни «единого государства», построенного на обезличивании и полном контроле над жизнью людей
Интерес к психологии человека в революционные и послереволюционные годы активизировал в литературе жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относится произведение Николая Островского «Как закалялась сталь», который стал своего рода «учебником жизни» для нескольких поколений советской молодёжи. Цитата из этого произведения «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» — стала одной из самых популярных в советское время.

Писатели в 20–40-е годы в своих произведениях также обращаются и к далёкому прошлому. Так, известный исследователь литературы и писатель Юрий Тынянов в этот период создаёт романы «Кюхля» о трагической судьбе поэта-декабриста В. Кюхельбекера, «Смерть Вазир-Мухтара», посвящённый последнему году жизни А.С. Грибоедова, а также главное своё произведение — «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и смерти великого русского поэта.
Особую роль в литературе этого времени приобрёл исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый», в котором воссоздана широкая картина жизни России конца XVII — начала XVIII века.
В 30-е годы продолжаются начатые ещё в годы революции и гражданской войны процессы физического уничтожения неугодных писателей, их публичного преследования, беспощадной критики и нравственного уничтожения в прессе. Характерна для того времени судьба гениального русского поэта ХХ века — Осипа Мандельштама. В ноябре 1933 года поэт на пике своей ненависти к советскому правительству пишет стихотворение, начинающееся с беспощадного диагноза: «Мы живём, под собою не чуя страны…». За это произведение в 1934 году он был арестован и отправлен в ссылку. Причиной ареста послужил злой портрет Сталина, созданный поэтом.
Сложные испытания выпали и на долю писателей-сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они совместно написали известные произведения «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Истории о похождениях изобретательного мошенника Остапа Бендера, которые много раз переиздавались, буквально разошлись на цитаты, которые звучат и поныне. Советская критика отметила, что в романе нет «зарядки глубокой ненависти к классовому врагу». В обоих этих романах Ильф и Петров пародировали советскую действительность. Это дало основание для того, чтобы в 1948 году Союз писателей постановил считать «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка» клеветническими книгами, переиздание которых «может вызвать только возмущение со стороны советских читателей». Запрет на переиздание действовал вплоть до 1956 года.
В 1934 году под председательством Максима Горького состоялся I Съезд писателей СССР, на котором был провозглашён основной метод советской литературы — социалистический реализм, в соответствии с которым искусство должно быть идеологически правильным, оптимистическим по настроению, простым и понятным. Были намечены обязательные черты «положительного героя» художественного произведения, исповедующего «социалистический гуманизм» и атеизм. В результате сужался круг литературных жанров.
Творческое наследие многих писателей сознательно замалчивалось. Например, из школьных программ и учебников исчезали произведения Ф.М. Достоевского, религиозное мировоззрение которого расценивалось как вредное и чуждое.
«Свобода творчества» писателя заменялась нормами и образцами, утверждаемыми сверху. Конечно же, такое следование новым правилам советского писателя не могли принять многие истинные художники слова. Один из великих русских поэтов Борис Пастернак, отстаивая свою позицию, чётко заявляет, что «искусство отличается от ремесла тем, что само ставит себе заказ».
С началом страшной Великой Отечественной войны вся страна была объединена одной мыслью: «Всё для фронта — всё для победы!». Военно-патриотическая лирика стала в эти дни ведущим жанром литературы. Поэзия Константина Симонова, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Алексея Фатьянова и многих-многих других, публиковавшаяся в центральных и фронтовых газетах, поднимала дух бойцов, вдохновляла на подвиги во имя Великой Победы. Вся страна повторяла строки К. Симонова из стихотворения «Жди меня».
Широкое распространение получает песенная поэзия. На фронтах и в тылу звучит знаменитая «Катюша» Михаила Исаковского, «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь») Алексея Суркова и другие полюбившиеся лирические песни.
Таким образом, в 1920–1940-х годах ХХ столетия в русской литературе появилось немало новых имён и произведений. Однако стремление привести литературу к единому шаблону, строгие указания, о чём можно и нельзя писать, привели к тому, что лишь немногое из созданного в этот период вошло в классику литературы. РАППЛЕФПролеткультЛитературные объединения 1920-1940

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) — литературное объединение в СССР послереволюционых времён.Образовано в 1925 году.Лозунг «пролетарской культуры» заменён на лозунг «учёбы у классиков». В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. Булгаков, В. Маяковский, Максим Горький, А. Толстой и др.РАПП


ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1928 годах в Москве, Одессе и других городах СССР.Основано в конце 1922 года в Москве.Ядро ЛЕФа – бывшие футуристы В. В. Маяковский (лидер объединения), Н. Н. Асеев, О. М. Брик, С. М. Третьяков, Б. А. Кушнер. В деятельности ЛЕФа также принимали участие литераторы: Б. Л. Пастернак, А. Е. Кручёных, И. Э. Бабель и др.Органы Лефа — журналы «ЛЕФ» (1923—1925) и «Новый ЛЕФ» (1927—1928).ЛЕФ



Основные принципы деятельности ЛЕФа — литература факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ.После того, как в сентябре 1928 из ЛЕФа вышли Маяковский и Брик, он распался. Попытка Маяковского создать РЕФ («Революционный фронт») в 1929 году провалилась, и в 1930 году Маяковский и Асеев вошли в РАПП.
Пролеткульт (Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности, существовавшая в 1917 – 1932 гг.Появилась сразу после Февральской революции.Цель организации – развитие пролетарской культуры.Лозунг Пролеткульта: «Искусство прошлого — на свалку!»Пролеткульт


Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства. Русская эмиграцияНа вершине своего развития в Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917 - 1922 гг.
Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств. Серебряный век и не исчез. Он был разорван, но отдельные его традиции продолжали существовать некоторое время в культуре революционного романтизма, а большая часть - в культуре «России № 2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920 - 30-х гг.
Центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе - сентябре 1922 г. Это была акция государственной политики нового большевистского правительства. XII конференция РКП(б) в августе 1922 г. приравняла старую интеллигенцию, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, к “врагам народа”. Один из инициаторов высылки, Л.Д. Троцкий, цинично пояснял, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Да собственно такая альтернатива была заявлена и официально: в случае возвращения - расстрел.
По составу группа высылаемых «неблагонадежных» сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы, журналисты. Решение властей для них было моральной и политической пощечиной. Хотя большевистское правительство пыталось представить высылаемых как незначительных для науки и культуры людей, эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром». За рубежом русские эмигранты стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике. Высылка интеллигенции обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных дисциплинах. В 1922 г. вышел сборник литературы и искусства, который носил дореволюционное название - «Шиповник». В нем участвовали как писатели из Советской России, так и оказавшиеся к тому времени в эмиграции: В.Ф. Ходасевич, Ф.К. Сологуб, А.А. Ахматова, М.А. Кузмин, Б.Л. Пастернак и другие. Это была еще единая по своему духу «команда», рожденная идеалами Серебряного века, его интеллектуальным и духовным богатством. Ф.А. Степун в статье «Трагедия современности» в этом сборнике писал: «Развитие русской революции - сплошное предательство породившей ее идеи… Печальная смена этих подмен может в настоящее время считаться почти что законченной. Полумифический автор революции, народ русский, уже давно отшатнулся от своего трагического творения». В русской литературе создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, - а культура есть. История поставила жестокий эксперимент, который подтверждал высказанную еще самими деятелями Серебряного века истину: главное в сохранении национального лица - это не государство и не экономика, а культура. Распад государства не влечет за собой гибели нации. Только гибель культуры означает исчезновение нации.
«Мы не в изгнании. Мы - в послании», - говорил Дмитрий Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции.
На собрании русских эмигрантов в Париже в 1924 г. И.А. Бунин говорил: «Наша цель - твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас». Мемуаристику, философские сочинения и политические публикации объединяла идея культурной миссии эмиграции. Слова Романа Гуля «Мы не покинули Россию, мы унесли ее с собой» стали лейтмотивом многих авторов. Литературное общество «Зеленая лампа» в Париже оказалось популярным и существовало более десяти лет. На его заседаниях слушали доклады о культуре и литературе, читали новые произведения. Здесь бывали П.Н. Милюков, И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус и др. На позднем этапе пореволюционной эмиграции миссия сохранения традиций духовной жизни прежней России постепенно уступает место задаче приспособления к окружающей культурной среде, вхождения в мир европейской культуры. Таким образом, революция и прочие обстоятельства не смогли сломить русскую культуру, однако не дали ей возможности раскрыться полноценно. Тем не менее, в 1920 - 1940-х гг. появились новые имена и новые произведения, которыми мы восхищаемся и по сей день. презентация по литературеученицы 11-А классаДОШ I – III ступеней № 117Слюсаренко Антонины