Презентация по истории России на тему Культура русских земель в XIV-XVI (6 класс)


Культура Русских земель в XIV-XVI
ПланОсобенности развития русской культуры.Устное народное творчествоАрхитектураЖивопись


Какая была культура в конце Средневековья в России?Вопрос
1. Особенности развития русской культуры.На развитии культуры отразилось хозяйственное возрождение, формирование единого государства и великорусской народности, сложное взаимодействие традиций Киевской Руси; восточного и западного влияния.

1. Особенности развития русской культуры.Со 2-й половины 14в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. 

2. Устное народное творчествоВ XIV—XVI веках на­ивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объеди­нения и борьбы с поработителями, обращались к слав­ному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Со­хранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

2. Устное народное творчествоВ этот же период появился новый жанр устного на­родного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие по­двиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, про­стой женщине, которая высво­бождает из полона жите­лей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери про­тив ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постиг­шем несчастье, но и уверен­ность в неизбежности победы над поработителями.

3. АрхитектураПосле монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Се-веро-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине
4. ЖивописьНесмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 - 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев. В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

4. ЖивописьВеликим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи - икона Троица. В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.