Презентация по профилактике жестокого обращения на тему «Социально-психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»


«Социально-психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»Токарева А.А. Более 100 тысяч детей в России ежегодно страдают от жестокого обращения Жестокое обращение:выходит за рамки принятых норм;влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда;включает в себя действия и недосмотр, как намеренные, так и непреднамеренные. Категории жестокого обращения с детьми:физическое насилие;сексуальное насилие; эмоциональное насилие; пренебрежение потребностями ребенка. Психологические особенности поведения детей, пострадавших от жестокого обращения:потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир - безопасное и справедливое место);потеря доверия к взрослым, что приводит к трудностям формирования отношений;выраженное внутреннее напряжение;легко возникающий страх повторения психотравмирующей ситуации;растерянность;большое количество негативных эмоций;потеря позитивной перспективы будущего. Физическое насилие -нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний Причины жестокого обращения с детьми:медико-психологический (психиатрический) подход;социологический подход; ситуационные объяснения Факторы, способствующие возникновению физического насилия в семье:традиционные культурно-исторические представления о воспитании;социальные факторы;ситуационные факторы;особенности семьи и родителей;особенности детей;отношение общества к проблеме насилия. При столкновении с физическим насилием (или высокой вероятностью его применения) по отношению к ребенку необходимо выяснить: 1. нуждается ли ребенок в медицинской помощи;2. необходимо ли его забирать из семьи;3. не ухудшит ли вмешательство со стороны положения ребенка;4. есть ли в семье люди, способные его защитить;5. можно ли привлечь родителей к сотрудничеству;6. как организовать дальнейшую социально-психологическую работу с ребенком и его родителями. Диагностические признаки физического насилия над детьми:1. необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за помощью в медицинское учреждение;2. в сообщаемой истории имеются противоречия;3. история несовместима с физическими травмами;4. получение повторных подозрительных травм;5. родители переносят ответственность за травму на других лиц;6. родители объясняют, что ребенок сам виновен в полученных повреждениях;7. ребенок многократно помещался в различные учреждения для лечения травм;8. ребенок обвиняет родителей или опекуна в нанесении повреждений. Поведенческие признаки, указывающие на физическое насилие: повышенная тревожность, подавленность и страх; легкое возникновение агрессивных реакций; стабильное агрессивное поведение по отношению к другим детям;выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Психологические последствия физического насилия: страх;тревога;растерянность;беспокойство;задержка психофизического развития;расстройства сна, аппетита; энурез/энкопрез;различные тики. Сексуальное насилие - это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли Признаки, указывающие на сексуальное насилие:тревога;интернализация (избегающее поведение);уходы;депрессия;боязливость;задержка развития;чрезмерный контроль ребенка за окружением;экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение);неадекватное сексуальное поведение. Психологические особенности детей, подвергшихся сексуальному насилию:страх;выраженная тревожность;подавленность;гнев;отвращение;чувство вины (особенно усугубляется, если дети получали от действий насильника удовольствие или подарки;аутоагрессия;самоуничижение (нередко сохраняется долгие годы);перенос эмоционального отношения к насильнику (страх, отвращение, ожидание угрозы) на других людей. Последствия сексуального насилия: низкая самооценка;нарушение общения; страх сексуальных отношений; неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет (беспорядочные половые связи); нарушение полоролевой идентификации. Пренебрежение потребностями ребенкакогда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка Эмоциональное насилие однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации Признаки, указывающие на психологическое насилие:эмоциональные нарушения: страх, тревога, подавленность, чрезмерно нормативное поведение, ориентированное на похвалу, протестное (оппозиционное по отношению к родителям и взрослым вообще), агрессивное, либо робкое поведение;симптомы эмоционального неблагополучия: беспричинный подъем температуры, боли в животе, головные боли, ПТСР. Формы психологически пагубного отношения к детям:1. отвержение; 2. изоляция; 3. терроризирование;4. игнорирование;5. развращение. Динамика формирования отношений с ребенком, пострадавшим от ЖО: формирование у ребенка чувства безопасности; установление доверительных отношений;регулярность и стабильность общения (в противовес картины мира ребенка с непостоянствами, нестабильностью, ненадежностью). Нормативная основа профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетнихКонвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 годаМинимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)Ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотребленийКонституция Российской ФедерацииЗакон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Закон Российской Федерации от 24.06.1999г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"Закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. №432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» Задачи общей профилактики : повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов;оптимизация психологического климата направленная на содействие адаптации ребенка и взрослого в образовательном учреждении. Мероприятия общей профилактики:1. диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата;2. тренинги на сплочение и развитие коммуникативной компетентности в детских коллективах;3. групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; 4. мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.). Первичная профилактика:Целевая группа - дети и подростки группы риска.Комплекс мероприятий направлен на повышение компетентности педагогов и родителей в области профилактики жестокого обращения. Поддержка детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Диагностика детей группы риска.  Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. Вторичная профилактикаЗадача - предотвращение ситуаций жестокого обращения для педагогов - организация индивидуальных и групповых консультаций, целью которых является разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации;для родителей — индивидуальные консультации (предоставление информации о телефонах, адресах, условиях оказания помощи). Третичная профилактикамероприятия по профилактике насилия и жестокого обращения (акции, конкурсы, соревнования, фестивали, тематические вечера и т.д.)